Повелители климата

В нынешнем сезоне компании сфер отопления, вентиляции и строительства смогут заработать также на продажах климатической техники

В нынешнем году рынок кондиционеров, наконец-то, оправился от кризиса. Компании-импортеры климатической техники прогнозируют 15–20% увеличение продаж. Хотя надо отметить, что темпы роста рынка не превысят докризисные показатели, да и рост коснется далеко не всех сегментов. Тем не менее ведущие игроки преисполнены планов развития дилерской сети. В частности, в компании «Ликонд» оценивают возможности роста сети на уровне 15%, представители «Samsung Electronics Украина» тоже увеличат численность своих дилеров, но предполагаемые объемы роста держат в секрете. Таким образом, партнерство с поставщиками кондиционеров может стать выгодным для предпринимателей из смежных сфер бизнеса (строительство, вентиляция) и мелких торговцев климатической техникой.

Дорогу кондиционерам

Татьяна Лысенко, менеджер административного отдела ООО «Инновационная группа ЛТД», отмечает, что по итогам I квартала 2011 года объем рынка кондиционеров вырос на 15% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По ее словам, в связи с кризисом и снижением рентабельности кондиционерного бизнеса, которая в 2010 году в среднем по рынку составила 11–17%, большинство операторов утратили свои рыночные позиции и понесли убытки. Поэтому, полагает эксперт, сейчас настал благоприятный период укрепить положение.

Среди основных факторов, сдвинувших украинский рынок климатической техники с мертвой точки, игроки называют активизацию на строительном рынке и приближающийся чемпионат Евро-2012. Помимо этого Сергей Ливинский, менеджер по работе с партнерами, направление кондиционирования компании «Samsung Electronics Украина», утверждает, что рост рынка (около 15%) произойдет ввиду неудовлетворенного потребительского спроса в прошлом году.

По оценкам вице-премьера Сергея Тигипко, инвестиции в столичную недвижимость в марте выросли на 40% по сравнению с февралем. Якобы новый Закон «О регулировании градостро­ительной деятельности», упрощающий прохождение разрешительных процедур для компаний-застройщиков и тем самым снижающий коррупционную составляющую в строительстве, оживил рынок. В то же время в отношении предстоящего чемпионата по футболу ситуация неоднозначная. «Не за горами Евро-2012, и для обес­печения приемлемого уровня комфорта для туристов многие гостиницы и общественные здания нуждаются в установке новой климатической техники», — говорит Владимир Степура, директор компании «Ликонд». Прошлый год, конечно, ознаменовался оживлением на столичном гостиничном рынке. Однако из-за отсутствия доступных инвестиций был приостановлен ряд гостиничных проектов даже в городах, где будут проходить матчи. По мнению Натальи Копыл, генерального директора компании FIM Consulting Plus, даже налоговые каникулы вряд ли кардинально изменят ситуацию на гостиничном рынке — это хорошее подспорье лишь для объектов, находящихся на стадии строительства, а таких в Киеве не более пяти.

Чем торговать

При формировании ассортимента техники дилерам следует учесть несколько особенностей развития рынка. «Продажи промышленных и полупромышленных кондиционеров, сложных высокотехнологичных систем не зависят от сезонности. Здесь больше ощущается влияние общей экономической ситуации и инвестиционного климата в стране, а также ситуации на рынке строительства и недвижимости, — рассказывает Владимир Степура. — Оборудование премиум-класса, предназначенное для оснащения частных квартир и коттеджей, подвержено кризисным явлениям в наименьшей степени по сравнению с другими группами кондиционерного оборудования. Дешевые кондиционеры наиболее чувствительны к платежеспособности населения. По нашим данным, больше всего от двух кризисных волн 2008 и 2010 годов пострадал средний ценовой сегмент, в то время как дешевые кондиционеры и оборудование премиум-класса все же находили своего потребителя».

Сервисное обслуживание техники становится одним из приоритетных направлений деятельности торговцев кондиционерами

На уровень продаж бытовых сплит-систем традиционно повлияет фактор погоды. Этот сегмент бытовых кондиционеров воздуха, по оценкам компании «Ликонд», в нынешнем году должен продемонстрировать наибольшие темпы роста, если, конечно, лето не будет холодным. Согласны с этим и специалисты «Samsung Electronics Украина». «Мы считаем, что бытовые кондиционеры системы сплит покажут наибольший рост, ведь они обладают высокой эффективностью, низким уровнем шума, свободой выбора места расположения, — отмечает Сергей Ливинский. — Именно эти характеристики привлекают покупателя. Что касается промышленных кондиционеров, то данный сегмент будет зависеть от ускорения темпов строительства, а не от температурных колебаний». Татьяна Лысенко также считает, что стабильный рост прогнозируется в сегменте рынка бытовых кондиционеров и VRV-систем, так как повышенным спросом будет пользоваться энергосберегающее оборудование в связи с повышением цен на энергоресурсы. «При этом промышленный сегмент рынка, наиболее пострадавший от кризиса, возобновит рост не ранее 2013 года», — уточняет она. Тем не менее специалисты компании «Инновационная группа ЛТД» не рекомендуют дилерам специализироваться на продажах какой-то одной группы техники, а советуют реализовывать как бытовые, так и промышленные кондиционеры.

События в Японии пока не оказали существенного влияния на отечественный рынок климатической техники. «В результате землетрясения на северо-востоке Японии в марте этого года у японских и европейских производителей возникли риски перебоев в поставках целого ряда комплектующих и продукции. Некоторые поставщики электронных компонентов к климатическому оборудованию Daikin имеют производственные мощности в пострадавшем районе», — поясняет г-н Степура. Пока нет информации о возможных перебоях с поставками продукции и комплектующих из Японии. По данным компании «Ликонд», по состоянию на апрель доступность готовой продукции Daikin на заводах в Бельгии и Чехии, а также в Таиланде и Малайзии остается в привычных рамках.

Цена прохлады

В предстоящем сезоне импортеры и дилеры наверняка не упустят возможности заработать на возросшем спросе на климатическую технику, а в отношении некоторых групп товара — даже и на их дефиците. По прогнозам специалистов «Ликонд», в 2011 году цены на японскую и китайскую климатическую технику могут вырасти на 5–10% и более, в зависимости от класса оборудования. Причина — опять-таки неблагоприятные для данного рынка события в Японии. «Мартовские события не могут в той или иной степени не отразиться на стоимости и доступности японских кондиционеров в Украине, да и в других странах. Можно прогнозировать повышение цен на оборудование Daikin, вызванное снижением возможностей производителя удовлетворить возрастающий спрос на бытовые кондиционеры и, как следствие этого, возможными перебоями в поставках», — комментирует Владимир Степура.

Направления развития

Компании-поставщики не выдвигают жестких условий эксклюзивного сотрудничества. Ведь на рынке представлено много товаров и брендов, а емкость рынка каждой ТМ относительно невелика. «Это выбор дилера, — утверждает г-н Степура. — Практика показывает, что нашим партнерам выгоднее представлять несколько брендов, причем разного уровня. Для нас же главное, чтобы оборудование Daikin заняло достойное место «на полке» дилера, в его прайс-листе и прежде всего — в его планах». Для компании «Samsung Electronics Украина» важно, чтобы партнеры хорошо ориентировались в кондиционерном рынке и обеспечивали высокое качество сервисного обслуживания. Компания «Инновационная группа ЛТД» требует от своих дилеров наличия демонстрационного стенда в офисе, опыта строительно-монтажных работ, поставки запасных частей и сервисного обслуживания, реализации товара только по рекомендованным ценам, обеспечения минимального объема продаж и пр.

Поэтому среди нынешних дилеров компаний-импортеров много предпринимателей, которые занимаются не только кондиционированием воздуха, но и смежными направлениями — вентиляцией, отоплением, даже строительством.

Важно отметить, что и поставщики климатической техники в нынешнем году активно диверсифицируют свою деятельность. Соответственно, и у их партнеров появляются дополнительные источники дохода. Так, компания «Ликонд» предлагает климатические решения в области промышленной вентиляции и обработки воздуха для крупных объектов различного назначения.

Также будет развиваться сервисное обслуживание и ремонт кондиционерной техники. Эти услуги очень востребованы, так как в последние несколько лет растут продажи кондиционеров через интернет-магазины, зачастую не имеющие в своем штате профильных технических специалистов. «Еще пять лет назад сервисное обслуживание техники не проводилось из-за отсутствия сформированной, укомплектованной и обученной сервисной бригады, — объясняет Татьяна Лысенко. — И доход продавца составляли исключительно продажи. Теперь проведение сервисных работ стало для многих компаний возможностью сохранить свои позиции на рынке и получать минимальный, но стабильный доход». В нынешней ситуации сервисное обслуживание, по сведениям «Инновационной группы ЛТД», приносит дилеру 20% заработка, а продажи — 80%. В то же время, по информации компании «Ликонд», некоторые фирмы, чтобы выжить, вообще не зарабатывают на торговле оборудованием, пытаясь получить доход за счет работ по монтажу, пусконаладке и обслуживанию монтируемого климатического оборудования.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета