Шампунь! И побыстрее!

Стоит ли логистическим операторам специализироваться на операциях с FMCG-товарами
shamp

Постоянное повышение цен (подорожание коммунальных услуг за январь-август, согласно данным Госкомстата, составило 12,2%, на 22,4% вырос в цене сахар, на 12,1% — фрукты) вынуждает потребителей покупать только самые необходимые товары. Соответственно и у логистических операторов спрос на FMCG-продукцию (товары повседневного спроса — продукты питания, бытовая химия, предметы личной гигиены, пиво, напитки) держится на высоком уровне. «В Украине прослеживается такая же тенденция, как и в других странах, даже в кризисный период отмечался рост спроса на группу высокооборачиваемых  товаров, и как следствие увеличивался объем поставок», — констатирует Сергей Омельянюк, директор ООО «Асстра Форвардинг», киевского офиса международного транспортно-логистического холдинга AsstrA. Соответственно, логистическим операторам целесообразно адаптировать свои услуги к работе с данным видом продукции.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Куда движется логистический рынок

У отечественных логистических операторов пока немного опыта работы с высокооборачиваемой продукцией, поэтому не существует единого мнения относительно финансовой выгоды данных услуг. В Украине по сравнению с Европой соотношение FMCG-грузов, обрабатываемых и доставляемых профессиональными 3PL-операторами, к общему розничному товарообороту в стране, как утверждает Олег Каленский, член совета директоров компании «УВК», ничтожно мало. В нашей стране это соотношение составляет примерно 0,5% ($250 млн к $40 млрд), для сравнения — в Германии — 50%, в Сингапуре — 75%. Соответственно, возможности существующих провайдеров не загружены на 100%. «Это свидетельствует о том, что многие компании сами занимаются логистикой своей продукции, а не пользуются услугами профессиональных операторов. Маржинальность FMCG-логистики, наверное, одна из самых низких, в среднем —10—15%. При этом, если средняя стоимость паллеты с товарами широкого потребления составляет 4000 грн, то в фармацевтике паллета с грузом может стоить и 15 000 грн, а операционные затраты на логистику FMCG и лекарств приблизительно одинаковы», — объясняет особенности работы с FMCG-товарами г-н Каленский.

В нынешнем году отмечается переход целого ряда торговых и производственно-торговых компаний на аутсорсинг непрофильных бизнес-функций, среди которых и логистическая. Если крупные международные компании практикуют контрактование профессиональных логистов для выполнения всех задач, связанных с хранением, перемещением и обработкой своей продукции, то компании «средней руки» и небольшие фирмы только приходят к осознанию всех (прежде всего экономических) выгод аутсорсинга. Вячеслав Яндрихинский, руководитель отдела логистики компании «Юниливер Украина», отмечает: «Самостоятельное обслуживание склада лишает компанию мобильности и гибкости. Аутсорсинг повышает гибкость компании, позволяет сконцентрироваться на главном виде деятельности». Особый толчок к этому, по утверждению Юрия Авдыша, коммерческого директора компании «УВК», придали решения ключевых вендоров (поставщиков) бытовой электроники о переходе на модель «on-shore» бизнеса. При этой модели все будущие импортные поставки будут организовываться на собственную компанию в Украине (в отличие от предыдущей модели работы через импортеров-дистрибьюторов), а логистические потоки будет обрабатывать профессиональный 3PL-партнер (в прошлой модели логистикой по Украине также занимался дистрибьютор). «Такие компании, как Samsung, LG, Electrolux, Whirlpool, уже в 2010 году планируют принять первые поставки по этой новой модели», — рассказывает г-н Авдыш.


К СВЕДЕНИЮ

Что нужно для работы с FMCG-товарами

1. Обеспечить качество работы по международным стандартам
Поскольку высокообрачиваемые товары — это в том числе и брендовая продукция крупнейших мировых производителей, их требования к складскому оператору очень высоки. Условия хранения, внутренние и внешние аудиты, контроль остатков в реальном режиме времени, жесткий контроль по любым несоответствиям в отборках и т.п.
2. Четко отлаженные процессы работы склада и транспорта
FMCG-товары, как правило, отбираются по нескольку раз в день, поэтому необходимо наладить бесперебойную работу таким образом, чтобы процессы пикинга (отборки), комплектации, формирования и загрузки пересекались в один временной промежуток. Это дает очень большую нагрузку на транспорт, который должен по 2—3 раза в день пополнять запасы в одном и том же магазине. Если заявки отгружаются на регионы, необходимо иметь хорошую региональную инфраструктуру, сеть представительств и кросс-докинговые склады.
3. ИТ-оснащенность
Для эффективной работы с высокооборачиваемым товарами должны использоваться современные ИТ-продукты для управления складом. Это WMS-система WMS (Warehouse Management System), автоматизированная система пикинга (pick-by-voice), возможность осуществлять 100% складских операций с использованием сканеров, связь EDI с базой данных клиента и, конечно же, обученный персонал, способный работать с использованием инновационных систем.
4. Инфраструктура
Необходим склад высотного складирования класса А с возможностью паллетного и полочного хранения, достаточная площадь для переупаковки и стикерования, достаточное количество рамп. Наличие специализированной стеллажной системы — мелкоячеечные и гравитационные стеллажи.

Составлено «Статусом» на основании
информации компаний «УВК» и «Рабен Украина»

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Томаш Грабовски, директор по логистике ООО «Рабен Украина», о выгоде работы с FMCG-товарами:
«Маржинальность работы с высокооборачиваемыми товарами на складе на порядок выше, чем при работе с обычными товарами. Ведь чем выше оборачиваемость товара, тем больше зарабатывает логистический оператор. Больше поступления товара на склад — больше операций по разгрузке, размещению, переупаковке, больше заказов — больше операций по комплектации, погрузке, доставке, а так же больше функций администрирования (финансово-складской учет, инвентаризации, документооборот и т.п.). К тому же клиенты данного сектора очень часто заказывают услуги переупаковки, подготовки промонаборов, стикерования и т.д., что тоже положительно влияет на маржинальность».


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета