Хмельная розница

Стоит ли открывать специализированные магазины по продаже алкоголя

Специализированная алкогольная розница в нашей стране представлена преимущественно в форматах виномаркетов и винных бутиков. Главная особенность первых заключается в наличии широкого ассортимента алкоголя по цене на 20–40% ниже, чем в обычных супермаркетах. Винные бутики в свою очередь делают ставку на ценителей напитков, предлагая дорогие марки в основном импортного продукта. Число игроков в сегменте специализированного алкогольного ритейла за последние пять лет заметно возросло, хотя их доля на рынке продаж спиртных напитков все еще невелика — 7–10%. В то же время в европейских странах на специализированную розницу уже приходится до 60% продаж всего алкоголя.

Алкогольные масштабы

Украинский сегмент виномаркетов в основном представлен двумя компаниями — «Поляна Украина Групп» и Good Wine. Преимущество магазинов этих фирм по сравнению с классическими супермаркетами в том, что на полках представлено свыше 3 тыс. наименований алкогольных напитков (в основном импортное вино). «Тщательно изучив и проанализировав рынок специализированного ритейла Европы, мы пришли к выводу, что можем предложить соотечественникам что-то абсолютно иное. Возникла идея создать сеть в новом формате, поэтому совместно с зарубежными партнерами мы представили в Украине адаптированный к нашему рынку концепт высокопрофессиональной специализированной сети», — рассказывает Ирина Шаутидзе, руководитель сети виномаркетов «Поляна». Одно из главных преимуществ для потребителей в этой сети виномаркетов — система цено­образования. «У нас можно существенно сэкономить — купить от трех бутылок разных напитков по оптовым ценам. Кроме того, действуют дополнительные скидки к различным праздникам. Единственный наш недостаток на данный момент в том, что магазины сети есть не во всех регионах страны», — добавляет госпожа Шаутидзе.

Винный шопинг

Со специализированными виномаркетами конкурируют винные бутики. Как правило, это магазины, рассчитанные на небольшое количество покупателей. Предложение бутиков — качественный и недешевый по украинским меркам алкоголь, поэтому целевую аудиторию этих магазинов формируют в основном состоятельные клиенты.

Развитие данного формата затруднено низким уровнем потребления вина в нашей стране, которое по итогам прошлого года составило 7,4 л на душу населения. Но поводом для оптимизма может служить тот факт, что годом ранее украинец выпивал еще меньше — 6,6 л. Для сравнения, во Франции, площадь которой сопоставима с территорией нашей страны, этот показатель превышает 51 л на человека. Росту популярности винных бутиков препятствует не только отсутствие платежеспособных покупателей, но и необходимость больших капиталовложений в этот бизнес. Учитывая высокую стоимость продукции, закупка товара станет основной статьей расходов.

На украинском рынке присутствует и формат фирменных магазинов, которые открывают производители спиртных напитков. Наличие таких торговых точек — не жизненная необходимость, а скорее маркетинговый ход. Имея возможность представить покупателям широкий ассортимент своей продукции, производители могут снижать ее розничную стоимость. Ведь при сотрудничестве с торговыми сетями наценка на товар обычно составляет 25–30%. Успех фирменного магазина во многом зависит от сезонности продаж и удачного месторасположения. В компании «Массандра» подсчитали, что с учетом этих факторов ежегодный товарооборот на 1 кв. м фирменного магазина может составлять 40–200 тыс. грн.

Выпивка через Сеть

В качестве канала продаж торговцы алкоголем все активнее задействуют интернет. Как заметил Владимир Коваленко, директор интернет-магазина Market-A, для потребителей такой формат более удобен, чем покупки в торговых точках. «На сайте можно ознакомиться со всем ассортиментом, выбрать понравившийся товар и оформить заявку. Здесь клиент указывает место и время, когда ему будет удобно получить заказ. Зачастую продукция в онлайн-магазинах дешевле, чем в крупных супермаркетах», — объясняет предприниматель. При этом немаловажный недостаток онлайн-магазина — отсутствие консультанта, который мог бы помочь в выборе напитка. Сложности торговли спиртным через Сеть, прежде всего, вызваны требованиями законодательства. Дело в том, что лицензия на продажу алкоголя выдается только при наличии офлайновой точки продаж. Примечательно, что это не только украинская проблема. К примеру, в России дистанционная торговля, в том числе и через интернет, запрещена. «Лицензия выдается на место продажи, а что такое интернет и где он находится? Из-за несогласований в законодательстве приходится арендовать офис площадью 21 кв. м, чтобы не было проблем с проверками. Кроме этого нужен склад для хранения продукции», — добавляет г-н Коваленко. В то же время интернет-магазинам не страшны запреты на продажу спиртного ночью, которые так активно внедряют украинские власти. «Заказчик может сделать заявку на нашем сайте в любое время суток, но доставка происходит только днем, поэтому никаких претензий к нам быть не может», — резюмирует Владимир Коваленко.

Коррективы в статус-кво алкогольной розницы может внести прошедший общественное обсуждение проект закона о внутренней торговле. Им предусмотрено, что товары, на которые установлены возрастные ограничения для покупателей, должны продаваться в специализированных магазинах или отделах с оборудованным местом расчета. Очевидно, что в случае принятия данного документа в выигрыше окажутся именно виномаркеты и прочие специализированные магазины. Супермаркетам же придется раскошелиться на реструктуризацию отделов алкоголя.

[к сведению]
Алкогольные предпочтения украинцев

Водка – 1 раз в 2-2,5 недели
Вино – 3 раза в 2 месяца
Коньяк – 1 раз в месяц
По данным исследования R&B Group, проведенного в Украине в марте 2011 года (выборка составила 2094 респондента)


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета