Международная кооперация

Для выхода на внешние рынки мелким агропроизводителям лучше кооперироваться с коллегами по отрасли
42

Сегодня для многих отечественных аграриев экспорт своей продукции — один из стабильных источников дохода. Проблема в том, что большинство агрофирм — мелкие и не в силах самостоятельно наладить сбыт на внешних рынках. Для небольших производителей существует несколько способов выхода на зарубежного покупателя.

Государство в помощь

Наименее затратный способ наладить поставки своей продукции за рубеж — обратиться в Министерство иностранных дел Украины. На официальном сайте министерства в рубрике «Економічне співробітництво» описаны экспортные возможности отечественных предпринимателей — «Інформація для українських виробників та постачальників товарів і послуг». Так, в настоящее время МИД содействует украинским производителям в продаже товаров для Системы Организации Объединенных Наций. Наиболее востребованы товары агропромышленного комплекса. По словам дипломата, бывшего сотрудника торговой миссии в республике Индия Максима Голубева, любой компании, которая обращается в Министерство иностранных дел в Украине с просьбой содействовать работе на внешних рынках, обязаны дать консультацию и оказать помощь. «Государство совершенно бесплатно предоставляет предпринимателям услуги, за которые частные фирмы берут немалые деньги. В частности, за время моей работы в Индии многие украинские компании наладили торговлю с местными предпринимателями», — обращает внимание г-н Голубев. Проблема лишь в том, что МИД определяет экспортеров на конкурсной основе. В частности, при закупках на сумму до $30 тыс. поставщиков выбирает специалист службы закупок.

Ассоциации-посредники

Помочь экспортировать сельхозпродукцию за рубеж могут профессиональные ассоциации, куда входят компании из соответствующих отраслей. Эти объединения представляют интересы своих членов, в том числе и на внешних рынках. Таковыми являются, например, концерн «Укрспирт» (основные страны — покупатели отечественного спирта — Азербайджан, Литва), ассоциация «Виноградари и виноделы Украины», Украинская зерновая ассоциация, объединение «Укрсахар» (организует поставки в Казахстан и Узбекистан). Основное преимущество такого сотрудничества для некрупных фирм — возможность поставлять за рубеж небольшие объемы товара.

Коллективный экспорт существенно экономит затраты компаний на логистику и работу с таможней. Директор ЧП «Мальва» Роман Деркач подтверждает, что небольшому предприятию сложно самостоятельно наладить экспорт своего товара. «У меня «скромные» объемы производства, и вряд ли я сам смог бы найти зарубежного партнера, заинтересованного в импорте всего 20 тыс. бутылок вина в год. В то же время, объединившись с несколькими заводами в Одесской и Николаевской области, я получил стабильный канал сбыта своей продукции», — рассказывает г-н Деркач.

Пользоваться услугами профессиональных ассоциаций могут и производители сырья. «Я уже второй год экспортирую семена посредством садоводческой ассоциации. Подобное сотрудничество очень удобно тем, что мне не нужно заниматься юридическим сопровождением. Моя задача — поставлять продукцию на общий склад», — отмечает директор ООО «Агросад Плюс» Ирина Веткина. Основной недостаток такого коллективного сотрудничества заключается в ценообразовании — наценка составляет в среднем 10%. В то же время, реализуя свои товары на внутреннем рынке, производитель накручивает минимум на 20% больше и, занимаясь экспортом самостоятельно, может также заработать больше. «Как правило, украинская продукция за рубежом продается по минимальной цене. Для сырьевиков цена осталась единственным конкурентным преимуществом украинского товара», — говорит Роман Деркач.

Помимо этого потенциальным экспортерам следует знать, что мелкие «порции» брендированного товара от разных производителей обычно попадают за рубеж единой партией безымянного груза, так как отраслевые ассоциации не занимаются продвижением торговых марок на внешние рынки. Соответственно, иностранный покупатель воспринимает отечественную агропродукцию как украинское зерно, украинские семена, украинское вино. «Продажи безымянного товара удобны для фирмы-посредника. Ей легко заменить одного поставщика другим, тем более что зарубежный покупатель не предъявит никаких претензий, ведь он не ждет продукции конкретной ТМ. Но отечественный производитель в любой момент может лишиться этого канала сбыта», — рассказывает технический директор компании «Хоп Вест» (производство хмеля) Павел Южанский. Тем не менее для многих производителей такое положение вещей не критично, для них главное — иметь стабильного покупателя.

Платные друзья

[к сведению]
Какая сельхозпродукция наиболее востребована за рубежом
1.
Зерновые и продукты переработки. Крупнейший потребитель — Египет. Всего 40 стран.
2. Масличные и продукты переработки. Потребители — Эстония, Индия, Великобритания, Германия, Швейцария.
3. Сахар и продукция сахарной промышленности. Потребители — страны СНГ и Юго-Восточной Европы.
По данным ООО «Бизнес-трип»

Посреднические функции в экспорте сельхозпродукции могут выполнять и специализированные фирмы, предоставляющие консультации по внешнеэкономической деятельности. По сравнению с профессиональными ассоциациями преимущество такого сотрудничества заключается в том, что внешняя торговля является основным видом деятельности этих компаний и продукция будет реализовываться за рубежом под родной торговой маркой. «Специализированные фирмы могут помочь своим клиентам провести таможенный аудит, оценить коммерческую эффективность экспорта, вести все дела по поручению компании-экспортера. Они помогают ставить предприятие на учет в таможенных органах, составляют внешнеторговые контракты, проводят работу по возмещению НДС. В компетенцию специалистов по ВЭД входит разработка логистической схемы доставки товара, договорной базы и документооборота, сертификация товаров, страхование грузов и многое другое», — комментирует заместитель генерального директора ООО «Бизнес-трип» (фирма специализируется на внешеэкономической деятельности, логистике, таможенной «очистке») Леонид Звонарь.

Основное условие сотрудничества со специализированными фирмами — наличие зарубежного покупателя. Обычно консалтеры-посредники выступают в роли исполнителей, искать импортера и договариваться с ним придется самостоятельно. К тому же пользоваться услугами таких посредников целесообразно при наличии больших объемов экспорта (около 1 тыс. тонн) — слишком уж дорого обходится их сервис. Так, стоимость услуг фирм-посредников составит 20% от конечной цены товара на внешнем рынке. «Мы экспортируем мед в Беларусь и Россию посредством фирмы «ВЭД-сервис». Результатом довольны: не нужно заниматься бумажным оформлением и логистикой. С ассоциацией не сотрудничаем, потому что с объемами справляемся самостоятельно», — делится опытом исполнительный директор ЧП «Медун» Георгий Шаповалюк. Как правило, ассоциации сотрудничают с несколькими фирмами и в каждом отдельном случае выбирают разные способы работы. Например, если один производитель может обеспечить большие объемы продаж, они могут экспортировать его товар под родной ТМ. Но плюс от сотрудничества со специализированными фирмами в том, что они являются большими специалистами в экспорте, работе с таможней и логистике, тогда как для ассоциаций экспорт — непрофильная деятельность.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета