Виртуальные тренды

На смену маркетинговым исследованиям приходят бесплатные сервисы статистики популярных поисковиков
40

В нынешней ситуации вряд ли предприниматель выложит $5–7 тыс. за ответ на вопрос, к примеру, «будет ли его продукция пользоваться спросом в Житомирской области?». Тем более что интернет, в частности, поисковые системы Google, «Яндекс» и Bing, предлагает бесплатные статистические сервисы для маркетинга. «Данные инструменты на основании запросов пользователей отслеживают, как меняется интерес аудитории к любым явлениям или продуктам, какие товары наиболее популярны и в каких регионах,  в какие периоды спрос наиболее активен», — рассказывает Андрей Федоров, директор группы компаний UNITED Communications Group,  CEO креативного бюро SAHAR. При умелом использовании эти статсервисы помогут небольшим компаниям сэкономить ощутимую часть маркетингового бюджета.

Бесплатные возможности

Одним из самых популярных онлайн-продуктов на отечественном рынке считается Google Trends. «Для бизнеса инструмент статистики поиска Google может быть особенно полезным при планировании рекламных кампаний, оценке их успешности, выбора территории для продажи своих товаров или услуг, сравнении собственной активности с конкурентами», — утверж­дает Дмитрий Шоломко, представитель Google в Украине. Работает сервис следующим образом: вводится ключевое слово (например название продукта), обозначается регион поиска (вплоть до области) и нужный отрезок времени. После чего программа выводит графики и диаграммы, отражающие количество запросов с ключевым словом. Кстати, как оказалось, сетевыми статистическими сервисами не брезгуют даже профессиональные маркетологи, используя электронную статистику в своих исследованиях. «Возможности Google Trends мы используем для выявления потребностей в определенном программном обеспечении в разных областях страны, — делится опытом Станислав Рудый, менеджер по маркетингу супермаркета лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина». — Это помогает нам планировать рекламные кампании в интернете».

Подобным сервисом под названием xRank располагает и поисковая система Bing. Однако эта статистическая панель была создана менее года назад. Тогда как Google Trends показывает данные за последние 4–5 лет.

Несколько недель назад вышел еще один статистический инструмент от Google. «Новинка Internet Stats предназначена для сбора различной статистической информации из более 50 источников. При помощи данного инструмента можно узнать, например, что 41% европейцев меняет свое мнение о покупке того или иного бренда в результате изучения информации в сети. Или что 78% покупателей не доверяют телевизионной рекламе», — отмечает Станислав Рудый.

Конкретные запросы пользователей можно отследить с помощью системы Wordstat.Yandex.ru. «Данный инструмент подбирает варианты ключевых слов для контекстных объявлений. Также можно отследить спрос на определенный товар в течение года, месяца или недели», — рассказывает Сергей Петренко, глава украинского представительства «Яндекса». Недавно у Wordstat появилась новая функция, отражающая региональную популярность запросов на карте, помимо графиков пользователь может увидеть, какую долю занимает конкретный регион в показах по данному слову.

Комплекс неполноценности

Несмотря на очевидные преимущества, подобные статистические сервисы не заменят полноценного маркетингового исследования. К примеру, традиционное изучение спроса включает методики, которые невозможно воспроизвести в сети (проведение фокус-групп, глубинных интервью и пр.). «Один из минусов онлайн-сервисов статистики — отсутствие социологической составляющей: отзывов и оценки товаров/услуг пользователями. Помимо этого объем информации, предоставляемый сервисами, очень велик, и довольно часто невозможно вычленить зарождающиеся тенденции. А если и удастся это сделать, то может возникнуть вопрос о статистической достоверности, так как велика вероятность погрешности», — объясняет г-н Петренко. «Не стоит забывать и о том, что данные инструменты отражают мнение только людей, пользующихся интернетом. А таких в Украине не более 8 млн. Да и работают сервисы лучше с западным сегментом интернета», — дополняет Анна Боднарчук, директор «Софткей-Украина».

Полагаясь на онлайн-инст­рументы, желательно предварительно изучить их индивидуальные особенности. К примеру, Google Trends не указывает результаты в режиме реального времени. Если тренды от Bing отображают колебания за последние несколько дней, то Google Trends предоставляет данные максимум за 3–4 дня до текущей даты. Компаниям, которым важны ежедневные точные тенденции, такой мониторинг не даст адекватных результатов. Формулируя запрос и анализируя его результаты, следует учесть и возможные опечатки в ключевых словах. К примеру, слово «йогурт» 50% пользователей пишут как «егурт».

Исследовать сочетая

Получить более качественные результаты можно благодаря сочетанию нескольких разных исследовательских систем. «С помощью Яндекс.Wordstat и Google Keyword Tool можно достоверно узнать, что конкретно интересовало пользователей, то есть уточнить информацию, полученную от Google Trends», — разъясняет Анна Боднарчук. К примеру, Google показал, что наибольший спрос на нетбуки в 2009 году наблюдался с начала до середины сентября. Яндекс.Wordstat уточнил, за этот период 680 пользователей интересовала покупка нетбука; 595 анализировали цены; 587 искали нетбук фирмы Asus.

Однако разные сервисы иногда выдают абсолютно противоположные результаты. «Дело в том, что у поисковых систем отличаются аудитории пользователей и популярность в регионах», — поясняет г-н Петренко. Повысить результативность он­лайн-инструментов можно с помощью «живых» исследований — наблюдение за потребителем в естественной среде. «Наиболее эффективно сочетаются с результатами интернет-сервисов нестандартные подходы изучения потребительского спроса. К примеру, в точках продажи товара можно установить камеры и понаблюдать за покупателями», — советует Андрей Федоров.

Таким образом, предприниматели, теряющиеся в догадках, будет ли востребована их продукция, могут запросто найти ответ в интернете. Если, конечно, их потенциальные потребители пользуются сетью.

[info]
Перечень некоторых маркетинговых онлайн-инструментов

• Google Trends и xRank — отслеживание интереса пользователей к товарам, услугам, событиям;
• Google Internet Stats — сбор всевозможной статистической информации;
• Яндекс.Wordstat и Google Keyword Tool — конкретизация запросов пользователей;
• Google Alerts и «Поиск по блогам Яндекса» — помогают узнать мнение пользователя о компании/бренде/товаре/услугах;
• Google Analitics — предоставление ежедневной статистики по страницам сайта компании;
• Google Adplanner — позволяет подбирать сайты для собственных рекламных кампаний.
Составлено «Статусом»


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета