«Проект в «Шоколадном доме» призван показать отечественное искусство как часть международного арт-рынка и современного арт-пространства»

Когда я узнала, что в Украине будет проходить биеннале, естественно, восприняла эту новость радостно. Такое событие дает возможность представить нашу страну как часть мирового арт-пространства.
44

Татьяна Миронова, советник министра культуры Украины, и.о. директора Национального художественного музея Украины, инициатор и организатор арт-проекта «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме».

К нам приедут люди, значимые в мире искусства, — художники, арт-критики и, конечно же, кураторы. Все они затем будут делиться впечатлениями о нашей стране, нашем искусстве. Организация подобного события налагает огромную ответственность. Сегодня в мире насчитывается порядка 60 биеннале. Самые известные из них проходят в Венеции, Берлине, Сан-Паулу. И Украине важно стать действительно конкурентоспособной в области современного искусства. При таком количестве выставок художники не всегда успевают создавать новые произведения. Венецианскую биеннале проводят раз в два года, и весь этот срок ее готовят (само понятие «биеннале» предполагает частоту проведения с промежутком в два года). Украина начала готовиться к Арсенале меньше года назад. На самом деле это очень небольшой срок, чтобы создать некий масштабный проект. Но сам факт проведения этого события для репутации страны очень позитивен. Посредством Арсенале Украина застолбила за собой право проведения биеннале. Очень хочется, чтобы у приехавших со всего мира специалистов была возможность уже в этом году увидеть наряду с произведениями ведущих мировых художников и то, что в нашей стране создаются новые концептуальные работы, что мы являемся частью мирового арт-пространства.

На внутреннем рынке организаторы биеннале хотят показать нашим соотечественникам то лучшее, что на текущий момент создано в мире искусства. Но есть и другие аудитории — эксперты, кураторы, художники. Например, Венецианская биеннале прежде всего работает на культурную среду и специалистов. Все кураторы, все галеристы, все, кто вращаются в мире арта, приезжают на эту выставку, потому что она демонстрирует некую следующую ступень в развитии искусства на ближайшие годы. Она задает тон и направление, потому что биеннале — в принципе некоммерческая выставка. Как правило, выставляющиеся там вещи — некоммерческие, а высказывания художников — в большей степени концептуальные, прорывные.

Арсен Савадов любит говорить: «Есть просто произведения, а есть программные произведения».  Это то, что потом включается в энциклопедии, упоминается в специальной литературе и т.д. На  площадке «Шоколадного дома» в рамках параллельной программы Арсенале мы попытались создать проект полностью кураторский. Говоря так, я имею в виду точно найденную художественную тему, цельно раскрытую в процессе работы тандема художника и куратора. Все это вместе реализуется в таком масштабе, когда результат поднимает и куратора, и художника на новый уровень. Это как работа режиссера и актеров. И они обязательно во время работы над проектом должны друг друга чувствовать. От удачно выбранной темы зависит многое. Ведь куратору очень важно «зажечь» участника, донести до него идею так, чтобы тому хотелось в этом поучаствовать, сделать работы на самом высоком художественном уровне.

После декабрьской выставки Олега Кулика в Mironova Gallery я ему предложила: «Давай сделаем на биеннале нечто особенное под твоим авторством». Олег Кулик — художник с мировым именем, у него огромный кураторский опыт (более 50 проектов). Я понимала, что этот человек способен создать действительно интересный проект. А кроме этого может привлечь и объединить вокруг себя по-настоящему значимых и интересных художников. Один из моих замыслов состоял в том, чтобы не просто собрать мастеров, а привлечь именно  тех, чьи работы редко выставлялись в Украине.  Художников такого уровня невозможно купить за деньги — их должно что-то зажечь. И это задача автора идеи проекта, куратора. Отрадно, что Олег, полагаясь на свой опыт, смог привлечь к проекту не только ведущих художников, но и талантливых кураторов — Константина Дорошенко и Анастасию Шавлохову.  Я очень благодарна им за плодотворное сотрудничество.

Олег звонил художникам и говорил: «Ты знаешь, будет биеннале-арсенале в Украине, но еще есть Шоколадный домик…». Ведь для мастера уровня Осмоловского или Монастырского еще одно биеннале не является мотивирующим фактором. Ну, был он уже на пяти биеннале… Что должно быть на этой выставке, чтобы людям такого уровня было интересно приехать сюда из Австралии или Америки?! И какого уровня должна быть биеннале, чтобы они сделали для нее новое произведение?! Ведь интересно же показать именно новые работы.

Выставка в «Шоколадном доме» — это полностью новые объекты. В этом проекте многие художники смогли попробовать себя в новом направлении: тот, кто занимался живописью, — делал скульптуру, а тот, кто делал перформанс, — создавал фотографию. Это не было оговоренным требованием. Условие было только одно: кураторы ни в коей мере не хотели ничего диктовать авторам. Они звонили художнику и говорили: «Есть такая-то тема», а художник сам должен был решить, будет ли он участвовать в мероприятии, что в рамках этой темы будет представлять, и вообще, интересно ли ему это. Так получилось, что начинали мы с 10 российских и 10 украинских художников,
а в итоге их оказалось 44.

В этом проекте мы продолжили основную тему биеннале,  но сама площадка «Шоколадного дома» позволила концептуально объединить проект, а не представить набор разрозненных работ. Приставка «Шоколадный дом» не просто показывает место, а является частью концепции проекта «Апокалипсис и Возрождение». Это пространство вдохновило кураторов и художников на создание произведений, которые вступают в диалог с архитектурой и интерьерами старинного здания.

Наш проект изначально не имел коммерческой подоплеки. Если бы такое условие было поставлено, уверена, Олег не взялся бы за это — я должна была дать ему полную свободу. Для меня важно, чтобы выставку увидело множество зрителей. Однако также важно, чтобы об этом правильно написали специалисты, чтобы это вышло за рамки Украины, и те люди, которые приедут из-за рубежа на биеннале, — коллекционеры, художники и,  самое главное, кураторы, потом транслировали это дальше. И говорили: «Знаете, вот есть такой проект. Этот проект организован в Украине». Да, этот проект для меня, прежде всего, репутационный. Во-первых, я очень рада, что он музейный, потому что это придает ему определенный статус. Все художники мечтают выставиться в музее. В данном случае мало того, что биеннале, так еще и музей.

Это некий итог, некая ступень развития искусства на данный промежуток времени. Мне приятно слышать отзывы о том, что на сегодняшний момент
получился единственный цельный проект, который был создан на территории современной Украины (именно цельный — когда художники создают произведения на определенную тему, в рамках определенной концепции,
под определенный архитектурный объект). Проект оценили и ведущие международные специалисты в современном искусстве. К примеру, Бйорн Гельдхоф, арт-менеджер PinchukArtCentre, сказал: «Замечательно снова видеть арт-проект, поддерживающий развитие актуальных художников, особенно, когда он представлен в «Шоколадном доме», такой чудесной локации, которая интегрирует экспозицию в художественное пространство Киева».

В этом проекте я являюсь вдохновителем и организатором, а Олег Кулик — идеологом. Я общаюсь с ним, а он — с художниками. Мне, как арт-эксперту,  интересны художники, открытые к сотрудничеству и готовые создавать новые проекты, которые смогли бы стать визитной карточкой нашей страны за рубежом. Я хочу делать правильные, качественные проекты, потому что очень искренне уважаю людей,  достигших чего-то в своей жизни.

Много раз в интервью я слышу вопросы: конвертируемы ли украинские художники, популярны ли они на Западе? В эпоху интернета человек просто заходит в Сеть и смотрит, что собой представляет тот или иной художник, на каких выставках, на каких биеннале были его работы, в каких музейных проектах он принимал участие и т.д. А где он живет, никого не интересует. Поэтому мне хочется показать, что мы — часть мирового пространства, мирового рынка. Самое главное — продемонстрировать в тот момент, когда в стране находятся ведущие мировые арт-специалисты, что у нас есть такие же хорошие художники. Наши люди способны на яркие концептуальные высказывания.

В то же время я понимаю, что никогда ни о галерее, ни о музее не будут говорить, если в их портфолио не будет уникальных проектов. И здесь мы также зависим от мнения профессионалов. Украинцев не берут на главные международные арт-ярмарки, поэтому о нас мало знают. Как только о нас начнут говорить (пусть даже плохо, пусть будут критиковать, но только не игнорировать), к нам поедут на биеннале. Ты можешь купить рекламную полосу, но не можешь купить позитивный отзыв профессионального критика.  Я вкладываю много ресурсов, чтобы в итоге получить заметку в каком-то влиятельном зарубежном издании. А дальше процесс происходит, как и везде в мире: соберутся две тысячи кураторов где-то и кто-то скажет: «А помнишь, в Киеве…». Один скажет, другой… и об этом начнут  говорить. Иначе не бывает.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета