«Рынок автомобилей с пробегом в Украине ждет серьезное будущее»

Артем Ткаченко, член правления, руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп»
42

В США на один новый проданный автомобиль ежегодно приходится 2,5 авто с пробегом. В Европе этот показатель колеблется от двух до трех машин, а Великобритания является мировым лидером по этому показателю. В Украине на один новый автомобиль в 2008 году продавалось 0,7 авто с пробегом. Из-за кредитного бума наши граждане желали покупать безоговорочно новые машины, не особенно задумываясь, как будут за них платить. Но сегодня ситуация полностью изменилась, и на один новый автомобиль в Украине приходится две машины с пробегом.

Автомобили — товар довольно специфический. С одной стороны, как известно, это не роскошь, а средство передвижения, а с другой — покупку машины люди рассматривают как серьезную инвестицию, поскольку приобретается этот товар на относительно длительное время. В данном случае можно провести аналогию с рынком недвижимости: есть сегмент новых автомобилей (первичная недвижимость) и сегмент автомобилей подержанных (вторичная недвижимость). Автомобили с пробегом — товар ни чем не хуже новых машин, и во всем цивилизованном мире в этом сегменте действуют такие же правила бизнеса, как и в любом другом.

Почему тенденция к цивилизованному развитию на этом рынке наметилась только сейчас? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, какие этапы развития прошел наш автомобильный рынок. В советские времена (вплоть до конца 1990-х) машины покупали по звонку, становились в очередь, брали прямо с завода. Еще 10 лет назад не было ни дилерских центров, ни автосалонов. Со временем сформировалась определенная культура покупки авто: начали появляться первые площадки по продаже, потом — первые салончики и, наконец, полноценные дилерские центры по продаже и обслуживанию автомобилей. За последние три года рынок новых автомобилей вырос более чем в три раза. Такой бурный рост был обусловлен прежде всего развитием автокредитования. Под влиянием этого фактора у нас очень быстро сложилась ситуация, над которой мы когда-то смеялись, наблюдая жизнь, например, американцев: «Как это они могут всю жизнь жить в кредит?». На 30 лет нам, конечно, давать кредиты не начали, но многие наши граждане смогли позволять себе уровень комфорта, за который не знали, как будут платить. Это утверждение было справедливо как для рынка недвижимости, так и для рынка новых автомобилей.

И вдруг мы оказались в ситуации, когда счастье вдруг закончилось. И произошло это сразу по двум причинам. Во-первых, кризис оказался намного глубже, чем мы предполагали. Все думали: «Финансовый кризис? Ну ничего страшного, полгодика как-то переживем, перетерпим, и все вернется на круги своя». Сегодня всем уже понятно, что мир никогда не будет таким, каким он был до кризиса, и кризис стал не финансовым, а финансово-экономическим. Во-вто­рых, с прекращением вливания в экономику кредитных денег упали и реальные доходы населения. И это главная причина того, что сегодня произошло довольно серьезное сокращение рынка новых автомобилей. За первые четыре месяца 2009 года было продано в Украине на 72% меньше новых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Падение продаж автомобилей с пробегом за этот же период составило всего 29%. Чем это объясняется? Осенью из-за резкого падения курса национальной валюты дилерам и импортерам пришлось брать на себя нагрузку по плавному повышению цен на новые авто. В результате возникла ситуация, при которой в ноябре за $15 тыс. можно было купить автомобиль, еще в октябре стоивший $20 тыс. Пошел резкий подъем спроса на новые машины и они, конечно, очень быстро закончились. Деньги у населения еще оставались. Хранить их под подушкой никто не собирался — в быстрое исправление ситуации уже никто не верил. Тем не менее привычка «хотеть автомобиль» все еще осталась, только не все теперь знают, как это себе позволить.

Сегодня порядка 20–25% всего объема рынка машин с пробегом — это залоговые авто

Сегодня ситуация выглядит так: покупательская способность упала, цены на новые автомобили в гривневом эквиваленте серьезно выросли, и потребители, которые планировали тысяч за 100 грн купить новую машину, в большинстве случаев уже не могут себе этого позволить. Естественно, они начали внимательнее смотреть на рынок автомобилей с пробегом. Многие поняли, что это не так уж плохо — данный рынок в мире очень развит и не имеет ничего общего с продажей «из рук в руки» по частным объявлениям и на авторынках, на которые иногда страшно даже зайти. Оказывается, все европейцы и американцы покупают автомобили с пробегом в таких же дилерских центрах. Они приходят, выбирают новый автомобиль желаемой марки и, если у них не хватает средств на его покупку, тут же приобретают такой же, только с пробегом. Это оказалось большим открытием для наших граждан, и люди стали к этому морально готовиться. Так что сегодня данное направление имеет большое будущее.

Дополнительный фактор, способствующий развитию этого рынка, — наличие большого количества залоговых автомобилей по хорошей цене. Банки начинают забирать машины у заемщиков, не способных платить по кредиту. Пока еще это не массовый процесс, но просматривается некая тенденция. Да, это все происходит немного позже, чем ожидалось (эксперты прогнозировали, что процесс начнется уже в феврале). Но и сейчас до судебных схем доходит редко. В основном, идет добровольное отчуждение залогового имущества. Тем не менее на сегодняшний день порядка 20–25% всего объема рынка автомобилей с пробегом составляют залоговые авто.

Однако существует ряд серьезных проблем, которые мешают развитию этого рынка. Прежде всего это проблема налогового законодательства. Предположим, я — физлицо, желающее добровольно по стандартной схеме продать автомобиль, то есть сдать его в трейд-ин и купить новый. Например, я хочу взять Lexus, оставив старое авто и доплатив разницу за новое. Схема хорошая, но для того, чтобы ее оформить правильно, дилерский центр должен принять старый автомобиль, оценить, учесть его стоимость в зачет цены новой машины. А для этого необходимо взять его на свой баланс и только после этого продать. Взять на баланс — значит уплатить 20% НДС при продаже, не получив дебета при покупке. Естественно, никто на баланс его сегодня не берет. Прежний владелец снимает машину с учета, оформляет доверенность, и дальше этот автомобиль «висит» до тех пор, пока не продастся. Когда он продается, старый собственник и новый владелец заключают «Биржевое соглашение» на условные, допустим, 100 грн. «Біржева угода» стало уже ругательным словосочетанием в нашей стране, потому что продажа автомобиля за 100 тыс. оформляется как за 100 грн, для того чтобы не платить в соответствии с Законом о налоге физлиц 15% подоходного налога. Ведь неважно, что ты его купил дороже, а продал дешевле, это не интересует наше государство. Чтобы избежать 15% налога, существует либо нотариальная сделка (платится госпошлина), либо пресловутое «Биржевое соглашение», в соответствии с которым ставится цена 100 грн и с этой суммы платится 15%. Продавец и покупатель довольны, в бюджет — ноль.

Дальше покупатели начинают эксплуатировать этот автомобиль. Допустим, поездив на нем три недели, вдруг сталкиваются с какой-то действительно серьезной поломкой (ему рассказывали, что машина хорошая, а она оказалась нехорошая). Какие варианты действий? Если у нового владельца нет «группы поддержки» в лице «серьезных товарищей», вариантов действий опять же ноль. Он может прийти в суд и получить назад свои 100 грн. Поэтому при существующем законодательстве не защищены интересы ни покупателя, ни продавца, ни бюджета.

Мы как члены Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров активно лоббируем законопроект о трейд-ин — продаже товаров, бывших в употреблении, где отдельным разделом прописаны правила работы на рынке автомобилей с пробегом. Данным законопроектом предусмотрена ликвидация пробелов в законодательстве, связанная как с НДС, так и с налогообложением доходов физлиц. Вроде бы всем понятно, что вследствие существующих процедур теряют все. Однако у многих свежи воспоминания о том количестве злоупотреблений, которые мы наблюдали несколько лет назад, когда работал закон о нулевой ставке НДС. В новом законопроекте в отношении товаров, имеющих признаки «бывших в употреблении», мы предлагаем вводить дебет НДС для тех компаний и лиц, которые выкупают данные товары в зачет продажи товара нового.

Мы старались предусмотреть все для того, чтобы не было массовых злоупотреблений в этой сфере. В соответствии с предлагаемой процедурой, юрлицо обязано товар «с признаками бывшего в употреблении» принять взамен продажи нового. Это первое ограничение. Во-вторых, если говорить непосредственно об автомобилях, осуществлять эти операции могут только «субъекты хозяйствования», понимаемые так в соответствии с нашим законодательством, то есть официальные дилерские центры, имеющие все необходимые разрешения, лицензии для того, чтобы осуществлять такую деятельность. Поэтому, на наш взгляд, лазеек для массовых злоупотреблений не осталось. В исполнительной власти уже пришли к пониманию актуальности решения этого вопроса: все отдают себе отчет в том, насколько большие потери несет бюджет. Но, как только это попадает в профильные комитеты Верховной Рады, вопрос в своем развитии останавливается.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета