Третий не лишний

Несмотря на возросшее количество соискателей, без посредников при найме персонала не обойтись
Untitled-10

Благодаря кризису «рынок кандидатов» превратился в «рынок компаний». Количество открытых вакансий уменьшилось в 3–5 раз, а поток резюме увеличился в 2–3 раза. В среднее киевское агентство по электронной почте приходит до 200–400 резюме ежедневно. Однако это вовсе не означает, что нужного специалиста, особенно управленца, сейчас можно легко нанять — резкое увеличение количества резюме на бесплатных job-порталах создало лишь иллюзию упрощения подбора персонала. Потребность в профессиональных хедхантерах все еще существует.

Смена приоритетов

Некоторые работодатели с целью экономии полностью отказались от услуг кадровых агентств и «охотников за головами», переложив обязанности по подбору персонала на штатных кадровиков. При этом, наверняка, они не учитывают, что хэдхантинг всегда позиционировался агентствами как высший пилотаж рекрутинга. Поиск нужных людей в конкурирующих компаниях, а затем мотивация подходящего кандидата занимают немало сил и времени. А каждый шаг на этом пути сопряжен с большим риском отказа, необходимостью разворачивать целую серию «оперативно-следственных» мероприятий, чтобы узнать любую мелочь о кандидате. Разумеется, организовать этот процесс своими силами, не полагаясь на опыт и возможности специалистов, гораздо сложнее. Ведь в случае неудачи именно родная компания, а не агентство, которому по роду деятельности дозволено соблазнять чужих сотрудников, рискует своей репутацией.

К тому же тех редких специалистов, которых ранее можно было переманить, теперь уговорить значительно труднее. Как правило, лишь персонал уровня ниже среднего с легкостью готов рассматривать новые вакансии. Большинство топ-менеджеров и управленцев среднего звена предпочитают в нынешней неопределенной ситуации не менять работу. Независимо от уровня квалификации и сферы деятельности специалисты сегодня осторожничают и не желают рисковать насиженным рабочим местом. Надо отдать должное кризису, который внес в умы сотрудников здравомыслие и трезвый расчет. Не секрет, что последние два года многие решения о смене места работы иногда принимались в плену азарта, а зачастую и на основании банального желания побольше заработать, без учета перспектив развития данной сферы рынка. Сегодня даже бонусов в виде соцпакетов, не говоря уже о заоблачных зарплатах, в резерве многих компаний попросту не осталось.

Кризисная вербовка

Работодателям, которые раздумывают, поручать ли охоту за головами профессионалам, стоит учесть, что в нынешнем году изменилось не только мышление потенциальных кандидатов, но и стиль их общения. Теперь в рабочее время они готовы общаться с хедхантерами только при помощи sms, а при использовании электронной почты — исключительно посредством личного почтового ящика. Усложняется ситуация и тем, что многие, даже уверенные в себе профессионалы, полагают, что какое-либо предложение со стороны может оказаться проверкой их благонадежности и лояльности, а любой контакт с «вербовщиком» — стоить карьеры. Поэтому количество отказов «рассмотреть интересное предложение», увеличилось в разы. Помимо этого сейчас на рынке в свободном плавании находится немалое количество «жертв хэдхантинга» — специалистов, перекупленных за большие деньги под перспективные проекты, которые были свернуты в связи с кризисом. Работающие кандидаты, естественно, не хотят пополнять ряды авантюрис­тов. Ведь сегодня даже самое заманчивое место в большой известной компании не гарантирует стабильной занятости. Это касается и сфер, которые, несмотря на кризис, активно развиваются. В частности, ИТ-направление. Многие компании уходят в интернет, развивают дополнительные интерактивные направления. В связи с этим хантерам часто «заказывают» топ-менеджеров в данной сфере и руководителей проектов.

Хантинг «в разрезе»

На вопрос, как сегодня себя чувствует рынок хедхантинга, существуют два ответа. Парадная версия: все хорошо, рынок труда оживился. Версия для внутреннего пользования: падение заказов в среднем на 70% для позиций всех уровней. К тому же практически все компании урезали бюджеты на HR-сервисы. Если заказ и передается провайдерам, то зачастую без предоставления эксклюзива. Это значит, что провайдеры начинают гнаться за скоростью, играя на опережение, жертвуя скрупулезностью поиска и отбора.

Повальное сокращение в компаниях кадровиков в 2008–2009 годах привело к увеличению безработицы целой категории опытных специалистов и, как следствие, к появлению на рынке некоторого количества новых агентств. Кроме того, увеличилось число фрилансеров-хедхантеров. Это способствует демпингу цен, падению качества услуг, снижению уровня доверия заказчиков. Кадровые компании существенно снизили свои расценки (на 30–40%) по сравнению с докризисным периодом. В регионах ценовая политика изменилась не столь существенно, что связано с востребованностью этих услуг заказчиками даже в нелегкие времена: найти хорошего сотрудника для представительства в Херсоне или Днепропет­ровске без помощи местного агентства не так легко, особенно если требования достаточно жесткие.

Зато в системе оплаты намечаются кардинальные изменения. Ранее 30% гонорара, который обычно равнялся годовому окладу кандидата, выплачивалось сразу, а остальная сумма через 3 месяца. В России сейчас наблюдается тенденция, когда вторую часть своего вознаграждения хантер получает через год. Якобы за это время сотрудник уже проявит свои способности на новом месте. Подобные сроки не должны отпугивать исполнителей — услуги хантеров недешевые и ими пользуются в основном стабильные небедные компании, которые и спустя год не исчезнут с рынка. Да и хантер никуда не денется — в этом бизнесе нет случайных людей. Другое дело, что инфляция «съест» часть дохода. Велика вероятность того, что подобные новшества в скором времени придут и на украинский кадровый рынок.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета