Временные руки

Заинтересованность соискателей в сезонных работах позволила работодателям не только увеличить требования к кандидатам, но и сэкономить на фонде оплаты труда
40

Головная боль сезонного бизнеса — нехватка персонала в горячее время — осталась в прошлом. Современный рынок временных рабочих перенасыщен желающими подзаработать как минимум на 20%, сегодня на каждую временную вакансию претендуют 5–10 кандидатов. Для сравнения: в прошлом году дефицит «сезонников» составлял 25–30% и многие компании не могли набрать и половины необходимых рабочих. Особенно страдали от нехватки рук предприятия, занимающиеся переработкой овощей и фруктов, продажей мороженого и прохладительных напитков, сбором урожая, а также ресторанный бизнес. Заманивать соискателей приходилось большими зарплатами, соцпакетами и даже лояльными требованиями к работе. Сейчас же, как отмечает Максим Муровайко, менеджер по связям с общественностью интернет-рекрутингового портала rabota.ua, на сбор арбузов или винограда выстраивается очередь, заранее резервируются места.

В очередь за хлебом

Приток желающих поработать летом объясняется тем, что к типичным представителям сезонных профессий добавились и многие попавшие под волну сокращений работники бек-офисов банковской, страховой, маркетинговой, рекламной сфер. «Сейчас осваивать рабочие специальности готовы люди, ранее занимавшие более квалифицированные и оплачиваемые позиции. Это объясняется тем, что большинство из них либо вообще потеряли работу, либо же уровень их зарплаты был критично снижен», — рассказывает Галина Теличко, руководитель отдела по подбору и предоставлению временного персонала компании ZEST Outsourcing.

Наиболее ответственные работники — бывшие «белые воротнички»; профессиональные — гастарбайтеры, трудившиеся в аналогичной сфере за границей; дешевые — приехавшие из российских и молдавских сел

Если ранее официанты и аниматоры из Киева ехали на ЮБК за более высоким сезонным доходом, то теперь вместе с ними на поиски хоть какого-нибудь заработка отправляются бывшие страховые агенты, маркетологи, PR-менеджеры и другие сокращенные работники. «Нередко собеседования на позиции обслуживающего персонала проходят кандидаты с высшим экономическим образованием и опытом работы в финансовой сфере от 2–3 лет, — подтверждает тенденцию Семен Грибов, администратор отеля «Южная жемчужина» (пгт Партенит). — К примеру, менеджером по обслуживанию номеров у нас сейчас работает бывший главный бухгалтер одной симферопольской торговой компании». И такие соискатели, по мнению работодателей, ответственно относятся к работе и выполняют ее более качественно и без лишних нареканий, в отличие от профильных специалистов. «Например, в сезонной торговле хорошо себя проявляют бывшие маркетологи и менеджеры, агенты по недвижимости. А на административные отельно-ресторанные вакансии прекрасно подходят бухгалтеры, финансисты и юристы», — отмечает Татьяна Глуховская, менеджер проекта компании Acumen Outsourcing.

В очереди за желаемой сезонной вакансией огромное количество вернувшихся из-за рубежа наших соотечественников. Они могут оказаться гораздо полезнее для украинских работодателей, чем «белые воротнички». Дело в том, что бывшие гастарбайтеры нередко обладают большим опытом работы, например, в крупных зарубежных строительных компаниях или отелях именитых курортов. В курортных зонах Украины на лето пытаются трудоустроиться также жители из российских и молдавских сел. Такие кандидаты отличаются низкими запросами по оплате труда.

Портрет «сезонника»

Приток рабочих рук позволил работодателям ужесточить требования к отбору соискателей. От новых сотрудников ожидают высоких результатов буквально с первых дней работы. Поэтому наиболее востребованы профессионалы, имеющие немалый опыт работы. Новичков и студентов с непрофильным образованием в роли кандидатов практически не рассматривают. Причина в том, что работодатель в нынешних условиях не готов тратить время и деньги на обучение персонала. «Например, продавцам продуктов питания сейчас выдвигают четкие требования — опыт работы минимум от восьми месяцев, обязательное знание норм и условий хранения продукции, наличие медосмотра и умение презентовать товар», — поясняет г-жа Теличко.

Все больше сезонных рабочих соглашаются трудиться без ставки — только за чаевые или процент от выручки

Помимо требований к профессиональным навыкам в этом году работодатели выдвигают и более жесткие условия графика и сроков выполнения работ. «Многие увеличивают количество рабочих часов за ту же оплату или устанавливают объемы работы, которые еще в прошлом году выполняли 2–3 человека. Например, ранее один официант обслуживал 4–5 столиков, теперь — 8–10», — отмечает Максим Муровайко.

В связи с возросшими требованиями к персоналу целесообразно набирать уже проверенные кадры — прошлогодних работников. Именно так работодатели и поступают, оставляя новичкам не более 20% вакансий. Оксана Пальгуева, директор по персоналу компании «Сандора», рассказывает: «Количество желающих устроиться на сезонные работы (начиная от грузчиков и заканчивая микробиологами) нынешним летом возросло в 2–3 раза. Однако мы стараемся нанимать тех, кто работал в летний сезон в компании ранее, эти специалисты знакомы с предприятиями, знают производственные процессы. Они у нас занимают примерно 50% временных вакансий».

Еще одна возможность сэкономить на временном персонале (помимо обучения) — отдать предпочтение местным жителям. Они не нуждаются в жилье и согласны добираться на работу за свой счет.

Время скряг

Переизбыток рабочих рук привел к тому, что компании-работодатели стали на 30% сокращать зарплаты. Так, к примеру, строитель, претендовавший в 2008 году на 2,5–3,5 тыс. грн в месяц, сейчас легко согласится на оклад в 1–2 тыс. грн. Бригадиры, зарабатывавшие в благополучные времена 3,5–4 тыс. грн в месяц, сейчас получают 1,5– 2,5 тыс. грн. Официанты вместо 1,5–2,8 тыс. грн (без учета чаевых) соглашаются на 1–2 тыс. грн. И если в прошлом году «сезонники» фактически диктовали условия оплаты и оговаривали график своей занятости, то сейчас на и без того заниженную зарплату некоторые работодатели устраивают конкурсы из разряда «кто на меньшее согласится», мотивируя это большим количеством безработных. По словам Михаила Полторакина, специалиста по подбору персонала консатинговой компании Capital Human Resources, наблюдается искусственное занижение оплаты труда, все чаще люди соглашаются трудиться только за проценты от выручки или чаевые.

Практически за бесценок (500–1500 грн к стипендии и зачисление периода летней работы в счет учебной практики) готовы работать студенты из профильных вузов.

«Однако, — предупреждает глава департамента аутсорсинга кадрового холдинга «АНКОР в Украине» Наталия Братчик, — работодателям не стоит забывать о том, что наем сотрудника за минимальное вознаграждение — риск для компании. Ведь зачастую, декларируя желание работать кем угодно, на самом деле человек психологически может оказаться не готов осваивать рабочую специальность, помня, что еще недавно он «стоил большего». «Учитывая это, отбирать кандидатов стало намного сложнее, — дополняет Роман Мищенко, менеджер по персоналу завода LG Electronics. — Ведь всех качественно не проверишь, а просчет может дорого стоить. Поэтому лучше поручать подбор сезонного персонала аутсорсинговой компании, которая дает гарантию на работника и в случае необходимости в срочном порядке сможет его заменить».


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета