Центр в облаках

Даже частичный перенос ИТ-инфраструктуры в «облако» снизит нагрузку на серверы предприятия и позволит компании сэкономить. Что выбрать корпоративному клиенту: создание ЦОД или «облачную» технологию хранения данных
Центр в облаках

Выбор в пользу собственных центров обработки данных (ЦОД) уже не столь очевиден даже для крупного бизнеса. А небольшие отечественные компании давно успешно освоили «облачные» альтернативы. Велика вероятность того, что уже в этом году многие корпоративные пользователи перенесут как минимум часть своей инфраструктуры в классическое «облако» или же в интегрированные сервисы типа «облачных» дата-центров. При этом сервисы аренды дискового пространства, а также серверов для хранения и обработки данных позволяют украинским предпринимателям сэкономить на покупке собственного «железа» и лицензионного ПО. Кроме того, такой формат ИТ-аутсорсинга незаменим в ситуациях, когда быстро развивающейся компании сложно спрогнозировать требования к аппаратной части сервера или же налаженная и работоспособная инфраструктура необходима немедленно. Правда, в случае если данные будут размещаться «на стороне», гарантированный доступ к ним будет напрямую зависеть от надежности поставщика услуг, интернет-каналов и электропитания.

В едином направлении

В Украине принято обустраивать собственную ИТ-инфраструктуру. Это обусловлено тем, что локальные поставщики не предлагают «облачных» сервисов, а использование SaaS-решений ограничено опасениями относительно безопасности данных, содержащих коммерческую тайну. Кроме того, большинство глобальных «облачных» сервисов базируется за рубежом, что осложняет процедуру оплаты и доступа к ним в случае перебоев в работе сети.

[к сведению]

Отрасли, в которых применение «облачных» технологий наиболее перспективно

ИТ-компании (системная интеграция, аутсорсинг, ИТ-консалтинг) —  68,2%
Сфера услуг — 61,8%
Разработка программного обеспечения — 48,4%
Розничная торговля — 44%
Телекоммуникации — 37,6%
Финансы (банки, страховые) — 35,7%
СМИ — 30,6%
Оптовая торговля — 22,9%
Органы государственной власти — 13,4%
Легкая промышленность — 6,4%
Энергетика — 5,7%
Тяжелая промышленность — 3,8%

Результаты опроса TouchPoll по заказу «Майкрософт Украина»

Но в последние годы наметилась иная тенденция — изучение компаниями разного масштаба возможностей «облачных» технологий. Корпоративные пользователи сейчас «примеряют» как возможности частных, так и публичных «облаков» — Windows Azure, Office 365, SystemCenter. «Мы отмечаем большой интерес к регистрации и использованию бесплатных пробных подписок Microsoft Office 365, — рассказывает Игорь Шаститко, эксперт по ИТ-инфраструктуре компании «Майкрософт Украина». — Благодаря данному ПО организации получают доступ в «облаке» к таким основополагающим службам обеспечения продуктивности сотрудников, как MicrosoftExchange (почта), Lync (мгновенные сообщения, VoIP, конференции), SharePoint (совместная работа с документами, документооборот, автоматизация бизнес-процессов)». Это позволяет высвободить аппаратные и административные ресурсы центров обработки данных для оптимизации инфраструктуры компании, отвечающей за бизнес-задачи. «Конечно, предприятие, использующее пару-тройку серверов и десяток фиксированных сервисов, вряд ли сможет ощутить преимущества «облачной» инфраструктуры, — говорит Сергей Сергеев, специалист по продаже бизнес-критических систем HP. — Однако наличие десятка аппаратных серверов покажет эффективность применения этой технологии».

В Украине к традиционным преимуществам «облачных» технологий можно добавить еще и непрогнозируемость отечественной экономики. Это несет в себе дополнительные риски при вложении средств в любые активы, не связанные с основным профилем деятельности. Совокупность этих факторов делает удаленные и виртуальные ЦОД привлекательными практически для любого бизнеса. Исключение — лишь крупные банковские учреждения, связанные необходимостью соблюдать требования безопасности и правила госрегулятора. Но они, как показывает практика, иногда переносят часть своей инфраструктуры в «облако» из соображений удобства и экономии.

Расставить приоритеты

[info]
Топ-10 мировых провайдеров «облачных» сервисов 2011 года

1. Amazon (aws.amazon.com)
2. RackSpace (rackspacecloud.com)
3. Salesforce (salesforce.com)
4. Google (Google App Engine)
5. Microsoft (Windows Azure)
6. Joyent (joyent.com)
7. GoGrid (gogrid.com)
8. Terremark (terremark.com)
9. Savvis (savvis.com)
10. Verizon (verizonbusiness.com)

По данным searchcloudcomputing.techtarget.com

Потребности малого бизнеса обычно заключаются в стандартных, не специализированных и адаптированных решениях таких как электронная почта, создание и поддержка веб-сайта, бухгалтерия, файловое хранилище. Все это предприниматель может получить по модели SaaS (от англ. software as a service — ПО и ИТ-системы, базирующиеся на стороне провайдера и предоставляемые как сервис через интернет) и, таким образом, сэкономить, получив достойный сервис. «В качестве электронной почты часто используют популярный сервис Gmail, поддерживающий работу с клиентскими доменами, — приводит пример Юрий Мирей, директор по развитию бизнеса De Novo. — Вместо дорогого офисного пакета к услугам малых предпринимателей Office 365, Google Docs и другие альтернативы, которые не нужно устанавливать на ПК. Последнее время по такой модели в малых компаниях начинает работать даже бухгалтерия». Предприниматель лишь вносит в программу необходимые первичные данные, после чего получает пакет документов для налоговой (вплоть до подачи этих документов в электронном виде), экономя при этом на услугах бухгалтера и системного администратора.

«Качество услуг, предоставляемых отечественными ЦОД, за последние несколько лет значительно улучшилось, вплотную приблизившись к уровню европейских и американских конкурентов, — комментирует Денис Иваненко, директор компании «ИТ Консалтинг Групп». — Кроме традиционных услуг (аренды серверов и услуг хостинга) компании расширяют ассортимент готовых решений, позволяющих полностью организовать ИТ-инфраструктуру клиентов». Наиболее востребованы небольшими компаниями аренда виртуальных или физических серверов для хранения данных и хостинга ПО, хостинг сайтов и баз данных, предоставление услуг SIP-телефонии и оказание услуг по удаленному администрированию.

Деньги счет любят

Одна из причин «миграции» бизнеса в «облака» — большие вложения в создание собственного ЦОД с последующей его сертификацией. По словам Кирилла Романенко, руководителя департамента системной интеграции группы компаний «DiaWest — Комп’ютерний світ», сумма инвестиций составляет минимум 4 млн грн, причем сюда не включены многие дополнительные сервисы. Однако существует множество уже построенных подобных центров, которые готовы предоставлять в аренду свои ресурсы на базе «облачных» сервисов. Однако крупные компании не спешат переносить все свои сервисы в «облака», опасаясь за безопасность данных и сохранение конфиденциальности. Альтернативой становится разделение своих бизнес-процессов на те, которые можно перенести в сторонний ЦОД, и те, что должны работать на собственных ресурсах. «В «облака» переносят чаще всего корпоративную почту и порталы по обмену внутренними документами (приказы, постановления, письма), — рассказывает Кирилл Романенко. — Данный подход обеспечивает гарантированный круглосуточный доступ сотрудников к электронной почте и документам, при этом разгружает ИТ-ресурсы предприятия. Доступ к критичным с точки зрения безопасности приложениям осуществляется с собственных площадок. К таким приложениям в первую очередь относят ERP-системы, программное обеспечение для бухгалтерии, ресурсоемкие программы AdobePhotoshop, AutoCAD и др.».

Главным преимуществом сотрудничества с дата-центрами специалисты называют экономию финансов. По аналогии с западными коллегами украинские предприниматели стремятся снизить свои капитальные расходы и затраты, не относящиеся к их основной операционной деятельности. Безопасность — тоже весомый аргумент. «При правильном выборе поставщика услуг безопасность гораздо выше, чем если реализовать хранилище данных у себя, — считает Михаил Таразевич, директор компании «Украинский хостинг» (UH.ua). — Ведь оборудование с данными физически находится в другом месте, и в случае форс-мажора в офисе (отсутствия электричества или связи, пожара или выемки и пр.) компания всегда сможет получить свои данные из резервной копии на внешнем сервере.

Гигабайты в аренду

Удаленное хранение данных можно рассматривать в формате модели SaaS либо как аренду оборудования. Первый вариант наиболее распространен среди небольших компаний в силу удобства и доступных цен. Так, малый бизнес и частные предприниматели активно пользуются услугами многочисленных файлообменников. Речь идет не о развлекательных порталах, а о специализированных сервисах для совместной работы и обмена файлами.

Один из наиболее популярных в этом сегменте — зарубежный сервис Dropbox. Базовый вариант доступа не требует оплаты и позволяет хранить до 2 Гб информации. Этого вполне достаточно для небольшой дизайн-студии или частного лица, которому необходимо оперативно продемонстрировать заказчику эскизы. Увеличение размера до 50 Гб обойдется в $10 в месяц, а 100 Гб дискового пространства можно использовать за $20. Наконец, за $795 в месяц Dropbox предлагает 1 Тб дискового пространства, с которым одновременно смогут работать до пяти пользователей.

Похожие услуги предоставляют и отечественные компании. По сути, речь идет о пространстве для хранения данных на серверах провайдера или так называемом удаленном диске. «Он позволяет значительно расширить дисковое пространство компьютера или мобильного устройства, получать совместный доступ к данным, — поясняет Михаил Таразевич. — Диск будет отображаться на компьютере или мобильном устройстве как обычный локальный, с ним также можно работать по FTP или через любой браузер».

[реальность]
Крупнейшие коммерческие ЦОД Украины
«Адамант» (основной ЦОД)
«Воля» (ЦОД №1)
«Воля» (ЦОД №2)
«Киевстар»
«Колокол» (дата-центр «Бункер»)
«ТопНЕТ»
«Укртелеком»
BeMobile
De Novo
Imena.UA/MiroHost
По данным sib.com.ua (2011 г.)

Цены на такую услугу у украинских компаний стартуют от 99 грн в месяц. За эту сумму клиенту предоставляется 50 Гб дискового пространства. Примерно за 1700 грн можно арендовать по такой схеме от 1 до 30 дисков суммарной емкостью до 2 Тб. Дисковое пространство можно использовать для онлайн-бэкапа (резервирования), благодаря которому компания всегда сможет восстановить любую сохраненную копию своих данных в случае выхода из строя оборудования, либо ошибочных действий персонала. Стоимость онлайн-бэкапа аналогична цене удаленного диска. Еще одно преимущество работы по схеме SaaS — простота эксплуатации. Клиент может оплатить услугу и сразу же ею пользоваться, сэко­номив на сложных настройках и администрировании.

Сервер на время

Аренда серверного оборудования обойдется дороже, но предполагает хранение более объемных массивов информации. К примеру, у «Украинского хостинга» стоимость аренды хранилища данных на 24 Тб на базе Quad Core Xeon, 4Gb DDR3 RAM, 16 x 1500Gb ES.2, аппаратного 16-портового RAID с BBU составляет 4564,62 грн/мес. «Арендуют программно-аппаратные решения, как правило, заказчики, которым необходимо хранить большие массивы данных либо требуется индивидуальная настройка удаленного хранилища», — делится наблюдениями Михаил Таразевич.

Для небольших компаний, нуждающихся в услугах полноценных ЦОД, доступные возможности пока лишь ожидаются. Так, компания De Novo планирует в этом году запустить услугу так называемого облачного ЦОД. «Клиенту не потребуется закупать или арендовать серверы. Вместе с тем он получит полный функционал традиционного центра обработки данных, — отмечает Юрий Мирей. — Кроме того, сможет оплачивать лишь тот объем памяти и ресурсов, который необходим в каждом конкретном случае, постепенно наращивая эти показатели».

Передача хранения и обработки данных на аутсорсинг не обходятся без рисков. Среди них зависимость связи с удаленным хранилищем от стабильности и качества интернет-доступа. По­этому если крайне важна бесперебойность доступа к удаленному хранилищу, придется подключиться одновременно к нескольким провайдерам или иметь в запасе резервный вариант интернет-доступа. Скорость обмена данными с удаленным хранилищем всегда ограничена скоростью интернет-канала. Поэтому если необходима резервная система доступа и обмена данными, стоит обратить внимание на недорогие «облачные» хранилища. Если же речь идет о запуске жизненно важных для бизнес-процессов компании приложений, придется арендовать физический сервер.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета