Электронное чтиво

В мире постепенно отказываются от бумажных книг, отдавая предпочтение более дешевым и компактным аналогам в электронном формате
32

Как когда-то натуральное производство сменилось товарным, так и теперь переход от бумажного книгоиздания к электронному — процесс неизбежный. Определенную роль в этом сыграл мировой финансово-экономический кризис, вызвавший спад в сфере традиционного книгоиздания: много книжных магазинов обанкротилось, существенно сократился спрос на печатную продукцию, приобретение которой и так было по карману не каждому. Сложившейся ситуацией умело пользуются производители букридеров — специальных устройств, вмещающих десятки тысяч книг в электронном формате. В отличие от TFT-мониторов, КПК, мобильных телефонов и смартфонов, их экран обеспечивает комфортное чтение даже при плохом освещении. В 2009 году, по данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в мире было продано 5 млн букридеров, а оборот рынка достиг $1,6 млрд. Компания Displaybank прогнозирует, что продажи устройств для чтения электронных книг до 2018 года в количественном эквиваленте увеличатся до 28 млн шт., а в денежном — до $3,5 млрд.

Непрофильные активы

Половина мирового рынка букридеров сконцентрирована в Соединенных Штатах, где в 2009 году объемы продаж этих устройств увеличились на 176,6% (было продано 3 млн шт.). Каждый пятый американский читатель за последний год, по результатам социологических исследований The Book Industry Study Group, вообще прекратил покупку бумажных книг в пользу электронных. А до 2020 года 75% американских потребителей, по мнению Джерри Парди, аналитика компании Frost & Sullivan, станут постоянными пользователями букридеров. В частности, губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер выступил с инициативой заменить во всех американских образовательных учреждениях бумажные учебники на электронные. И она уже включена в федеральную инновационную программу президента Барака Обамы с суммой финансирования около $4,35 млрд.

В прошлом году в мире было продано 5 млн букридеров, а оборот рынка достиг $1,6 млрд. До 2018 года эти показатели достигнут 28 млн и $3,5 млрд соответственно

Об огромном бизнес-потен­циале электронных книг догадывались еще три года назад в крупнейшем интернет-магазине США — Amazon.com — и поэтому решили вывести на рынок собственную модель букридеров Kindle с дисплеем на основе электронных чернил и встроенным модулем мобильной связи. По словам Джеффа Безоса, генерального директора Amazon.com, темпы роста продаж Kindle утроились после снижения его стоимости в конце июня на 27% — с $259 до $189, что позволило компании в 2009 году, по данным экспертов Citibank, заработать на букридерах собственного производства $700 млн. «Львиную долю этих доходов Amazon.com получает не за счет реализации самих букридеров, а благодаря продаже контента — самого крупного ассортимента книг и периодических изданий в мире, доступ к которому в защищенном и привязанном формате можно получить исключительно с Kindle», — объясняет Джефф Безос. Во ІІ квартале 2010 года Amazon.com впервые продал больше электронных книг, чем бумажных. Первым литературным произведением, показатели продажи электронной версии которого в Amazon.com превзошли показатели бумажной, стал бестселлер Дэна Брауна «Утраченный символ».

Надо просто верить — и все получится

По сравнению с развитыми странами мира, рынок букридеров в Украине можно назвать отстающим. По словам Анастасии Тарнавской, координатора проекта «Азбука», в 2009 году было продано около 40 тыс. этих устройств. Алексей Товстоног, бренд-менеджер компании «Юг-Контракт», считает, что такая ситуация обусловлена высокими ценами на букридеры (от $300), неосведомленностью потребителей о существовании и функциях таких устройств, а также запредельным уровнем интеллектуального пиратства (стоит тексту из любой печатной книги попасть в  интернет, как его сразу же тиражируют в  файлообменных сетях и бесплатных онлайн-библиотеках). Однако неблагоприятная конъюнктура внутреннего рынка не испугала две оте­чественные компании, и они рискнули самостоятельно разрабатывать и принимать участие в производстве этого инновационного продукта.

[info]
Золотая середина

В мире существуют компании, предлагающие определенный компромисс между бумажными и электронными изданиями. Так, швейцарская Satellite Newspapers с 2004 года установила в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Океании специальные киоски в виде обычных платежных терминалов, в которых в любое время суток каждый человек посредством пластиковой карточки сможет распечатать почти любую книгу или газету, издающиеся на планете. Другой вариант предлагает американская корпорация On Demand Machine, которая разработала «книжную машину», позволяющую за 5–15 минут распечатать и переплести с полноцветной мягкой обложкой любую электронную книгу из обширной интернет-библиотеки, заплатив при этом всего на доллар-полтора больше, чем за купленную в обычном книжном магазине.
Источник: membrana.ru

«В 2004 году я приобрел себе букридер Sony Librie и после его эксплуатации сразу пришел к выводу, что люди в будущем обязательно откажутся от издания и чтения бумажных книг, — рассказывает Владимир Левченко, руководитель компании Lbook. — Сначала я обратился в корпорацию Sony с предложением об официальном выходе Librie на украинский рынок, но японцы почему-то отказались. Тогда в 2005–2006 годах я решил развивать данное направление собственными силами. Сперва мы планировали разместить производство в Украине, но возникли определенные трудности и пришлось договориться с китайским заводом Tianjin Jinke Electronics Co. о совместном выпуске букридеров. Они разрабатывают электронную начинку, программное ядро и делают сами устройства, а мы создаем программное обеспечение». По словам господина Левченко, в странах СНГ букридеры его компании занимают 15% рынка и продаются под брендом Lbook, а вот в Украине о них слышали только 10% потенциальных покупателей. Начальные капиталовложения предпринимателю удалось вернуть быстро. В конце прошлого года его компания в целях расширения продуктовой линейки представила первую модель букридеров под новым брендом «Азбука». «Его цена предположительно составит всего $150–300, а основной доход будет приносить продажа контента — уже сейчас работает одноименная сетевая электронная библиотека, где можно покупать книги», — объясняет предприниматель. Большие надежды господин Левченко возлагает и на корпоративный сектор, тем более что опыт уже есть: один из российских производителей медицинской техники комплектует свои рентгеновские аппараты документацией в Lbook.

На перекрестке спроса и предложения

Буквально за несколько месяцев стремительно ворвалась в высший дивизион мировых производителей букридеров другая украинская компания — PocketBook International, которая менее чем за год увеличила продажи своей продукции почти в 50 раз. Аналитическая компания Digitimes Research утверждает, что PocketBook International контролирует 10% мирового рынка, но все равно остается третьей по объемам продаж после таких грандов, как Sony и Amazon.

«Все началось на совещании в компании «Украинская Полиграфическая Группа», где я, будучи директором по маркетингу, доказал всем присутствующим, что будущее за электронным, а не бумажным книгоизданием, — вспоминает Олег Науменко, вице-президент компании PocketBook International. — Так появилась компания — производитель букридеров Most Publishing, в открытие которой было инвестировано около $1,5 млн, при финансовой поддержке президента УПГ Игоря Попова (сначала он предоставил кредит, а потом стал соучредителем новообразованного бизнеса)». Первая партия из 1 тыс. букридеров под названием PocketBook появилась в торговых точках осенью 2008 года. Первоначальные капитало­вложения окупились через три месяца, поскольку объемы продаж букридеров ежемесячно увеличивались на 200–300%. В частности, в 2009 году было продано 142 тыс. букридеров, причем 60% продукции экспортировано в Россию, чего хватило для завоевания тамошнего рынка.

Украинским потребителям не хватает знаний и средств для приобретения букридеров, но это не останавливает две отечественные компании, решившие совместно заняться их разработкой и производством

Важно отметить, что Most Publishing взяла на себя разработку не всего устройства PocketBook, а только его программной оболочки (включая ядро) на основе бесплатной платформы операционной системы Linux. «Железо» букридера, то есть его аппаратную часть, изготовляла крупная тайваньская корпорация Netronix Inc. Ради увеличения доходов PocketBook International (как стала называться Most Publishing после слияния с тайваньскими партнерами) развивает интернет-портал www.bookland.net.ua, где размещено до 25 тыс. книг и периодики в электронном формате и который ежемесячно посещают до 200 тыс. пользователей. Оборот компании по итогам 2009 года зафиксирован на уровне $25 млн, а в 2010-м фирма собирается заработать значительно больше — $165 млн. Кроме того, она планирует расширить свой модельный ряд до 20 устройств и контролировать уже 30% мирового рынка.

Молниеносный успех в самый разгар финансового кризиса Олег Науменко объясняет несколькими факторами. Во-первых, это своевременный выход на абсолютно пустой рынок стран СНГ, где ведущие иностранные компании — производители букридеров до сих пор не имеют официальных представительств. Во-вторых, для многих библиоманов кризис превратил печатные бумажные книги в недоступную роскошь, и этим было грех не воспользоваться. В-третьих, букридеры от PocketBook International привлекли иностранных потребителей давно необходимой и востребованной ими универсальностью: устройства могут вместить более чем 60 тыс. бумажных книг одновременно, адаптированы к распознаванию 16 самых известных форматов электронных книг, обладают способностью прослушивания аудиокниг в формате МР3, оборудованы батареей, работающей без подзарядки до трех недель.

Эксперты уверены и в отличной перспективе данной ниши в Украине — ведь пока лишь ничтожный процент наших соотечественников обзавелись букридерами. Наиболее активная и платежеспособная часть населения уже в ближайшем будущем оценит все преимущества использования электронных изданий. А обычные книги, как предсказывают апологеты электронного чтива, превратятся в предмет роскоши.

[реальность]
Нет предела совершенству

Производство букридеров в мире не стоит на месте и постоянно модернизируется. Дизайнер Драган Тренчевски в мае 2010 года представил прототип устройства для чтения электронных книг со сворачивающимся экраном под названием eRoll. Он позволяет уменьшать электронные книги до размеров небольшого цилиндра. Кнопки управления размещены на торце выдвижной панели, и при этом модель, в отличие от большинства представленных на рынке, обладает цветным дисплеем. Вполне вероятно, что в этом устройстве может быть использован сворачивающийся экран, представленный компанией Sony 26 мая 2010 года. Разработка японского производителя имеет толщину 0,08 мм и способна отображать 16,7 млн цветов при яркости 100 нит. Минимальный радиус сворачивания OTFT-дисплея Sony составляет 4 мм.
В свою очередь южнокорейская компания LG Display анонсировала появление устройства для чтения электронных книг, работающего за счет питания тонкопленочных солнечных батарей. Размеры фотоэлемента — 10х10 см, вес — 20 г, толщина батареи всего лишь 0,7 мм. Чтобы зарядить устройство на сутки, нужно выставить его на солнце на 4–5 часов — новая батарея способна превратить в электроэнергию 9,6% света, что падает на нее. До конца 2010 года LG Display планирует довести коэффициент превращения до 12%, а в 2012-м, когда собственно и начнется коммерческая эксплуатация такой электронной книги, — до 14%.
Источник: membrana.ru


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Как заработать на игрушках ручной работы

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета