Голос из сети

Для открытия онлайн-телеканала или радиостанции нужны в десятки раз меньшие инвестиции, чем для создания традиционных медийных СМИ. В то же время по темпам роста аудитории и доходов виртуальные каналы во много раз опережают офлайн-коллег
Untitled-17

Миграция аудиовизуальных СМИ в интернет предоставила потребителям возможность решать, когда и какие программы, музыку, шоу и фильмы слушать или смотреть, получать дополнительную информацию об их авторах и героях, приобщаться к производственному процессу в интерактивном режиме и обсуждать увиденное с единомышленниками посредством чатов, форумов и социальных сетей. Эти изменения привели к концу длительной эпохи диктатуры медиамагнатов, продюсеров, редакторов и рекламодателей, хотя у них также появилось существенное преимущество — оперативное определение рейтинга на основе географических, возрастных, половых и социальных индикаторов и, соответственно, возможность выпускать адресную продукцию.

На гребне волны

Компания IMS в 1993 г. открыла в Соединенных Штатах первую в мире online-радиостанцию Internet Talk Radio, которая всего за год своего существования смогла стать популярной среди нескольких тысяч слушателей на планете. Ныне численность мировой аудитории интернет-радио, по данным компании NRG groop, оценивается приблизительно в 100 млн чел. Не удивительно, что агентство Broadcasting Board of Governors, ответственное за вещание таких легендарных радиостанций, как «Голос Америки» и «Свобода», планирует закрытие на протяжении 2010–2012 гг. многих эфирных программ в КВ-диапазоне в пользу аналогичных, которые транслируются во Всемирной сети.

Численность мировой аудитории интернет-радио оценивается приблизительно в 100 млн чел.

В то же время существует угроза прекращения работы большинства online-радиостанций в США, непосредственно связанная с недавним решением властей обязать их платить роялти по $0,07 за 1 тыс. слушателей каждой песни, прозвучавшей в интернете. Такие выплаты будут забирать до 70% общих доходов интернет-радио, в отличие от традиционного радио, где платят роялти за каждую песню, а не за ее слушателя. Из-за неспособности оплачивать права на воспроизведение музыки первой жертвой банкротства в прошлом году стала web-радиостанция KPIG, основанная еще 14 лет назад. «Чтобы не повторить подобную судьбу, нам пришлось изменить маркетинговую политику: если раньше реклама размещалась в текстовой форме лишь на сайте, то сейчас она может прерывать любую песню или программу», — отмечает Тим Вестергрен, собственник американской online-радиостанции Pandora. Похоже, полученный эффект превзошел все ожидания, ведь в середине июня 2011 г. Pandora привлекла в ходе ІРО на Нью-Йоркской фондовой бирже $234,9 млн.

Впрочем, можно вообще избежать выплат роялти. Это доказала социальная сеть Twitter, разработавшая проект беззвучного интернет-радио Twadio. По словам генерального директора соцсети Дика Костоло, на портале собран список из почти 1,5 тыс. самых популярных музыкальных композиций, которые уже успели прочно обосноваться в голове пользователей. Раз в пять минут все желающие прослушать очередной хит получают по электронной почте или в виде SMS сообщение с указанием исполнителя и названия песни. Тем, кому присланная информация о музыке не знакома, предоставляются гиперссылки на странички, где можно послушать первые 30 секунд песни, а в дальнейшем мозг слушателей сам начинает воспроизводить знакомую мелодию вместе со словами.

Востребованная монетизация

Успешный эксперимент телевизионной трансляции в сети впервые был проведен по инициативе американских студентов-журналистов, освещающих международную выставку EXPO-1998 в немецком Ганновере. Тогда каждый день в эфир выходило по пять программ, которые в целом посмотрели 16 тыс. чел. Две программы представляли собой 10-минутные новостийные блоки, а остальные три были полностью посвящены анализу экспозиции конкретной компании.

Интернет-телевидение — это, во-первых, трансляция эфирных, кабельных и спутниковых телеканалов на собственных web-сайтах. Во-вторых, производство, трансляция и ретрансляция продукции, изначально предназначенной для размещения в Сети (формат Web TV). И, в-третьих, формат IPTV — платная ретрансляция провайдерами путем защищенных управляемых ІР-каналов с воспроизведением изображения на обычном телевизоре посредством декодирующего спецустройства. Дорогостоящий IPTV в сравнении с бесплатным Web TV демонстрирует неплохие показатели развития: количество пользователей в мире, составляющее по итогам 2010 г. 44 млн чел. (половина из которых находится на территории европейского континента), растет ежегодно на 26% и, по прогнозам компании Multimedia Research Group, к 2014 году достигнет 111,5 млн чел. А доходы этого рынка в мире, составившие в прошлом году $17,8 млрд, будут ежегодно увеличиваться на 28% и через три года приблизятся к отметке в $48 млрд.

«Такой бурный рост во многом объясняется совершенствованием DSL и оптоволоконных каналов, снижением первоначальных и текущих затрат провайдеров, а также появлением HD-контента. В географическом аспекте рейтинг самых перспективных рынков в ближайшем будущем снова будет возглавлять Европа, за ней последуют страны Азии, Северной Америки и Океании», — предполагает Хосе Алвеар, эксперт Multimedia Research Group. В международной организации Broadband Forum с этим категорически не согласны, выражая убеждение, что уже в 2011 г. феномен европейского IPTV-бума полностью себя исчерпает и доминирующие позиции Старого Света будут перехвачены Азией.

Антенна в Паутине

В формате Web TV, по информации Multimedia Research Group, к 2015 г. интернет-телевидение будут смотреть почти 380 млн чел., а в денежном эквиваленте данный рынок вырастет лишь до $11 млрд. Один из самых известных провайдеров в этом сегменте — интернет-сервис Joost со штаб-квартирой в Люксембурге, который запустили в начале 2007 г. Янус Фриис и Никлас Зеннстремм — создатели знаменитого сервиса ІР-телефонии Skype и файлообменной сети Kazaa. Каждый канал представляет собой плей-лист, составленный из различных телепрограмм и кинофильмов, которые можно архивировать и просматривать в любое время суток, а также оценивать, присваивая личный рейтинг и расставляя теги. «Сервис бесплатный для пользователей, а доходы, которыми мы делимся с владельцами ретранслиру­емых эфирных, кабельных и спутниковых телеканалов, получаем от рекламы: она будет сопровождать программы, но на 90% реже по сравнению с обычным телевидением — 1 минута в час», — делится планами г-н Фриис.

У провайдера Joost вскоре может появиться мощный конкурент в лице компании Google, объявившей в 2010 г. о выводе на рынок собственного сервиса, который будет ретранслировать продукцию ведущих телеканалов США и предоставит пользователям возможность играть во flash-игры, просматривать фотографии, общаться с друзьями, слушать музыку и читать новости.

Личный взгляд сквозь объектив

В мире существует также множество Web TV-проектов, предлагающих зрителям всевозможный видеоконтент собственного производства. С 2006 г. действует Tibetonline.tv, созданный тибетской диаспорой в Индии, который транслирует лекции духовного лидера буддистов. В 2007 г. в России была основана сеть нишевых online-телеканалов «ТВ-Клик», выпускающих трижды в неделю пятиминутные программы автомобильной, музыкальной, спортивной, психологической и других тематик, при этом ежемесячно привлекая внимание 2–6 млн зрителей и зарабатывая ежегодно на рекламе $25–30 млн. А зимой этого года в Астраханской области РФ начал свою работу социальный интернет-телеканал, показывающий праздники, встречи, концерты, мастер-классы и новости, рассчитанные на зрителей пенсионного возраста.

В последнее время во многих компаниях наблюдается активность во внедрении собственного корпоративного интернет-телевидения и здесь пока пре­успели представители автомобилестроительной отрасли. Японская Honda зимой 2008 г. учредила интернет-телеканал, на котором рассказывает о своих актуальных инженерных разработках и современных технических тенденциях, а также транслирует соревнования по «Формуле-1», мотобайку и парусному спорту (где в том или ином виде присутствует ее продукция). Идею своего интернет-телеканала воплотили на практике летом 2010 г. и в российской компании «АвтоВАЗ», потратив $23,3 тыс., — здесь выходят документальные фильмы, рекламные проморолики, интервью топ-менеджеров и репортажи о событиях в Тольятти.

Ориентация на меломанов

Высокая стоимость мобильного интернета и недоступность для большинства населения таких устройств, как смартфоны, КПК, ноутбуки, нетбуки, планшетники, остаются причиной того, что в Украине web-радио, как правило, слушают на работе или дома, находясь возле стационарного компьютера. Разумеется, это дает преимущество эфирным радиоканалам в борьбе за основную коммерческую аудиторию — водителей и пассажиров автомобильного транспорта. Хотя владельцы и основатели некоторых традиционных радиоцентров в свое время вынуждены были переходить в сетевое пространство. «Мы — студенты Киево-Могилянской академии — начинали в 2004 г. с эфирной радиостанции, заполучив грантовое финансирование. Но в 2006 г., когда денег на аренду эфирной частоты стало не хватать, решили трансформироваться в online-радиостанцию, которая и сейчас, честно говоря, держится исключительно на энтузиазме сотрудников», — констатирует Станислав Шумлянский, координатор web-станции «Молодое радио». Станцию слушают от нескольких десятков до сотни человек в день. К их вниманию современная украинская музыка, исполняемая как отечественными, так и диаспорными солистами и коллективами, а также музыкальные новости, анонсы концертов, репортажи о фестивалях, ток-шоу с участием известных артистов.

Роман Заяц ушел с должности менеджера львовских FM-станций «РадиоМан» и «Радио 4U», поверив в бизнес-потенциал интернет-радио, и в итоге основал целую сеть web-станций Mjoy. В нее входят 12 узкоспециализированных радиоканалов, на которых звучит музыка в стилях lounge, jazz, chillout, punk-rock, pop, dance, а также колядки и щедривки, мировые шлягеры и записи живых концертов. «На начальном этапе было инвестировано 100 тыс. грн, партнером выступила компания «Холдинг эмоций «!Фест», владеющая сетью концептуальных ресторанов во Львове. 80% наших слушателей — интернет-пользователи из Украины (преимущественно из Киева), а остальные — из России, Беларуси и США. В дальнейшем ставку будем делать на производство авторских программ и информационных выпусков на украинском, русском и английском языках, а также внедрение системы оценивания слушателем текущих композиций — своеобразного хит-парада. Для реализации всех замыслов нужны дополнительные средства в размере $400 тыс. и, чтобы немного приблизиться к окупаемости, будем практиковать размещение рекламы в начале и середине каждого звукового потока», — признается г-н Заяц.

Между прочим, запуск интернет-радио в Украине, по сравнению с эфирным аналогом, не нуждается в значительных ресурсах: самая примитивная станция может работать в формате автоматического плей-листа без всяких разрешений и лицензий, для ее основания достаточно компьютера, широкополосного скоростного подключения к интернету, специализированных бесплатных программ, микрофона и фонотеки. Словом, экономвариант, с точки зрения Дмитрия Мельника, учредителя online-радиостанции «Медианяня», будет требовать лишь 2,5–3 тыс. грн и 10–15 чел. персонала. Однако, как подчеркивает Станислав Шумлянский, не нужно строить иллюзий, что на этом можно заработать огромные деньги, поскольку рекламодатели пока еще игнорируют данный медиа­сектор и любые взаимоотношения с его участниками являются ситуативными.

Большие помехи

Интернет-телевидением в формате Web TV и IPTV, по данным компании Astra Satellite Monitor, пользуются в общей сложности только 70 тыс. украинских домохозяйств. Из них, по оценке компании iKS Consulting, лишь 3 тыс. по состоянию на начало 2010 года отдавали преимущество IPTV. Вызвана такая неблагоприятная статистика дороговизной устройств set-top-box ($100–200) и телевизоров нового поколения со встроенными web-сервисами ($1,5–5 тыс.). Да и в среде IPTV-провайдеров полностью отсутствует острая конкуренция, что прежде всего связано с бюрократической процедурой получения лицензии, стоимость которой для регионального покрытия колеблется в пределах 20–300 тыс. грн, а для общенационального покрытия достигает 3 млн грн. Хотя при всех вышеупомянутых недостатках несколько небольших операторов («Тенет», «Комстар-Украина», «Космонова», «Украинская Мультисервисная Сеть», «Адамант» и др.) все-таки умудрились построить эффективную бизнес-модель на IPTV. Повторить или превзойти их успех будут пытаться такие телекоммуникационные флагманы, как «Укртелеком» и «Киевстар», которые в 2011 г. также начали предоставление данных услуг. В целом некоторые эксперты и операторы рынка ожидают в ближайшие два года существенного прорыва IPTV в Украине благодаря постепенному снижению цен на устройства set-top-box.

А пока, учитывая, что средняя скорость интернет-доступа в Украине, по оценке компании Pingdom, составляет достаточно приличные 2,2 Мбит/сек., многим пользователям ничего не остается, как лично блуждать во Всемирной сети и просматривать на компьютере в online-режиме программы эфирных, кабельных и спутниковых телеканалов на их web-сайтах или же знакомиться с авторской продукцией интернет-телеканалов в формате Web TV. К примеру, с коротких 15-минутных видеосюжетов развлекательной и образовательной тематики начал свою деятельность в 2009 г. киевский online-телеканал Mediabomba.tv и, как утверждает его редактор и генпродюсер Дмитрий Федоров, в основу положена оригинальность, неформатность и даже некая неряшливость, относящаяся к чему-то любительскому, а значит — правдивому. А web-телеканал «Ривьера», созданный летом 2008 г. в Севастополе крымским бизнесменом Николаем Руденко и его столичным партнером Владимиром Волошиным, занимается промоцией полуострова как привлекательной рекреационной зоны среди потенциальных инвесторов и туристов. Предприниматель отказывается разглашать конкретный объем капиталовложений в «Ривьеру», но при этом настаивает, что они несравнимо меньше, чем в случае основания традиционной телекомпании, которая требует $50–350 млн.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«В последнее время украинцы стали смелее выбирать новые направления для отдыха и туризма»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета