Автовыживание по-украински

Из 1000 существующих автодилеров до конца года дотянут не более 700
42

Летом отечественные автодилеры выживали преимущественно за счет реализации моделей 2008 года. Сейчас же складские запасы исчерпаны и объем продаж новых импортных авто стремительно падает, сократившись на рекордные 78% по сравнению с прошлым летом. При этом цены на многие популярные модели в течение жаркого сезона упали еще на 10–25%. Это, как утверждают дилеры, был предел лояльности — больше снижать некуда, да и оснований для скидок нет. «С уценкой еще можно купить единичные модели непопулярных комплектаций или цветов, застоявшиеся на складах. В то же время уже наметилось подорожание авто некоторых брендов», — констатирует Елена Дунина, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл». Осенью, чтобы удержаться на авторынке, отечественным дилерам придется проявить изобретательность, стимулируя потребительский спрос.

По тормозам

В сентябре отечественный авторынок будет переживать период застоя. Украинцы, воодушевленные отменой 13% надбавки к таможенной пошлине, откладывают покупку авто до середины осени, ожидая падения цен на новые машины. Если Верховная Рада не продлит действие закона № 3379 о повышении импортных пошлин, покупатели смогут сэкономить на автомобилях. Также ожидается, что с сентября международные корпорации начнут выпуск модельного ряда 2010 года, поэтому модели 2009 года могут ввозиться в Украину для продажи по сниженным ценам. С нетерпением ждут упразднения надбавки, которая негативно влияет на ассортимент некоторых брендов на отечественном рынке, и сами автодилеры.

Тем временем аналитики советуют автолюбителям довольствоваться нынешними ценами, ведь депутаты склонны продлить действие пошлины еще на полгода. Их цель все та же — защитить украинского производителя. Солидные складские запасы позволили дилерам не повышать цены, но в то же время финансовые трудности вынудили украинские предприятия сворачивать производство. По данным «Укравтопрома», за летний период объемы производства на предприятиях снизились почти на 15%. При этом покупатели не спешат обзаводиться новыми украинскими автомобилями, предпочитая им подержанные импортные машины, которых за летний период было продано около 11,2 тыс.

Подливает масла в огонь отечественным автодилерам и ситуация на мировом авторынке. Так, новость о банкротстве General Motors обернулась для Украины снижением спроса на авто Opel и Chevrolet (продажи этих брендов упали на 7–8%). «Несмотря на то что банкротство General Motors не отразится на стоимости и наличии комплектующих к автомобилям этих марок (поставки запчастей к нам идут из Украины, Польши, России), покупатели сомневаются в возможности обслуживания машин и гарантиях от завода-производителя», — поясняет глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко. В подобной ситуации оказались также Ford и Chrysler.

Из-за постоянной смены мировых лидеров дилеры не могут урегулировать цены. «Стоимость некоторых моделей меняется несколько раз в месяц. Ценовая политика основных игроков рынка на данный момент носит непредсказуемый характер», — сетует Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «НИКО». К примеру, в июне за Opel Vectra просили 170–220 тыс. грн, в начале июля цена упала до 155–195 тыс. грн, а к августу опять поднялась до 160–200 тыс. грн. К тому же цены на популярные модели начали расти. На 5–7% подорожали Mitsubishi Lancer X, Toyota Corolla, Kia Magentis, Kia Ceed.

Доступные и услужливые

Эксперты полагают, что больше шансов удержаться на рынке у автодилеров, которые смогут сочетать дисконт с развитием дополнительных услуг (качественное обслуживание, продажа запчастей и автотоваров, трейд-ин, кредитование и пр.). «Современный потребитель максимально прагматичен, для него важна не только стоимость автомобиля, но и цена его технического обслуживания и эксплуатации», — подтверждает тенденцию Ярослав Вовк. Поэтому все чаще автотрейдеры стараются соблазнить покупателей послепродажным обслуживанием. По их мнению, это даже более результативно, чем рекламировать скидки. «Мы настоятельно рекомендуем внедрять эту практику и региональным представительствам», — отмечает Елена Дунина.

Сейчас постпродажный сервис начали осваивать даже небольшие автосалоны, ранее не работавшие в этой нише. Ведь привязка гарантийных авто к дилерам обеспечит стабильные продажи оригинальных запчастей. Подобная практика показала эффективность в ряде европейских стран, где сервис приносит компании 70–80% дохода. У нас же эта цифра до недавнего времени дотягивала лишь до 20–30%. Многие мелкие дилеры, распродав запасы, перепрофилировались в СТО. Однако ожидать улучшения качества или удешевления сервиса все же не стоит. Ведь сервисная зона одна из самых затратных для дилера. По подсчетам корпорации «АИС», срок окупаемости авторизированной СТО составляет около 10 лет. Да и специалистов по сервису на рынке недостаточно. Некоторым высококлассным мастерам украинские компании вынуждены платить свыше $2 тыс. в месяц.

Помимо прочего большие надежны дилеры возлагают на услугу трейд-ин. «По желанию клиента мы берем на себя заботы по продаже его автомобиля — ставим на реализацию, чтобы покупатель получил возможность приобрести новое транспортное средство с доплатой разницы стоимости. При этом способе продажи автомобилей с пробегом, широко распространенном в Европе и новом для Украины, удовлетворяются потребности и тех автомобилистов, которые хотят приобрести машину с пробегом, и желающих продать старую модель, чтобы купить новую», — рассказывает Артем Ткаченко, руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп».

В конце июля крупнейшие автосалоны также возобновили кредитование. Правда, очередь за ссудами на покупку авто в банках не выстраивается, но некоторым дилерам благодаря кредитам удалось нарастить продажи почти вдвое. «Увеличение продаж мы прогнозируем в середине сентября. К этому сроку кредитные продукты уже будут полностью адаптированы к рынку», — прогнозирует г-н Ткаченко. Однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что осенью многие кредитные программы будут приостановлены, ведь доходы потребителей сокращаются, к тому же большую роль играет недоверие к банковской системе.

Более стабильное положение сейчас у дилеров, которым оказывают финансовую и сервисную помощь зарубежные импортеры и производители. «Наш импортер Volkswagen инициировал снижение цен на автомобили 2008-2009 гг., предоставил клиентам финансирование на покупку авто от компании Porsche Leasing», — отмечает генеральный директор автоцентра «Атлант-М Днепр» Игорь Ушаткин. Именно при содействии импортеров компания «НИКО» смогла ввести услуги «НИКО-Капитал» (кредитование) и «НИКО-Лизинг». Получает поддержку от своей материнской структуры и компания «ИталАвто». Стоит отметить, что дилеры в нынешнем году имеют возможность менять партнеров, отдавая предпочтение дистрибьюторам, способным обеспечить стабильные продажи и сервисное обслуживание в сложный период. Ранее отечественные трейдеры были лишены подобной привилегии.

Стимул решает все

Однако все попытки автодилеров стабилизировать спрос — капля в море. Необходимы активные действия со стороны государственных органов. «К сожалению, сегодня в масштабе страны не предпринимаются шаги, направленные на урегулирование спроса. В то же время такие меры уже доказали свою эффективность в целом ряде европейских стран. В частности, в Германии действует правительственная программа, согласно которой покупателям новых автомобилей предоставляется субсидия в размере EUR 2,5 тыс. ($3,3 тыс.) при условии сдачи в утиль машины старше 9 лет», — говорит Артем Ткаченко. Это нововведение оказалось настолько эффективным, что привело к росту продаж в мае на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растут продажи новых авто и во Франции, где действует подобная программа. В среднем по Западной Европе падение авторынка составляет лишь 20–25%. Хуже, чем в Украине, ситуация только в Исландии, где спад автопродаж составляет 90%. По мнению представителей компании «Атлант-М», пока нет оснований для благоприятного прогноза. В III квартале продажи иномарок будут стагнировать до уровня 8–10 тыс. автомобилей в месяц и лишь в IV квартале могут несколько возрасти. «Таким образом, — подводит итог Тарас Коваленко, — если в прошлом году  на рынке было около 1,3 тыс. автомобильных дилеров (белых, серых и начинающих), то сейчас их осталось не более 1 тыс., а к концу года с рынка исчезнет еще порядка 300 компаний».


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета