Колесные одолжения

Несмотря на оживление автокредитования, заем получит лишь один из десяти желающих
42

Возобновившееся в середине лета автокредитование за один месяц удвоило продажи машин за заемные средства. «Если в начале года только 4% новых машин было приобретено с помощью кредита, то к концу июля этот показатель составил 8,92%», — рассказывает Сергей Мищенко, директор департамента разработки банковских продуктов АСТРА БАНК. Разумеется, на фоне общих автопродаж такая динамика — капля в море, но уже к августу более десятка банков открыли кредитные линии. Однако, несмотря на резкую активность финансистов, конкуренции предложений пока не наблюдается. И нынешние условия кредитования могут удовлетворить запрос далеко не всех клиентов.

Автоассортимент

Увеличение числа автозаймов происходит преимущественно за счет корпоративных покупателей. Ведь разрекламированные лизинговые программы и финансовые предложения от дилеров распространяются только на некоторые марки машин. «Банки готовы работать лишь с автомобилями брендов, которые ранее не изымались из-за неоплаты заемщиков по своим обязательствам. Если автосалон реализует марки машин, за которые чаще всего не рассчитываются заемщики, вполне вероятно, что на покупку «несчастливой марки» получить кредит не удастся. Наиболее охотно кредиты выдаются на автомобили, стоимость которых наименее подвержена перепадам. Из-за стремительного удешевления все чаще в распоряжении банков оказываются изъятые у заемщиков авто, кредитная задолженность по которым превышает их нынешнюю рыночную стоимость. Но даже при таких условиях перечень марок машин, для покупки которых можно получить кредит, более разнообразен, нежели при лизинговом предложении», — объясняет Дмитрий Радионов, директор «ВиДи Финанс Менеджмент Груп».

Корпоративные покупатели пока могут не рассчитывать на большие ссуды для пополнения гаражей новыми авто — объемы кредитования лимитированы

Так, благополучными брендами финучреждения считают Nissan, Mazda, VW, Honda, Toyota, Lexus и пр. Однако приобрести в кредит получится, скорее всего, модели среднего ценового сегмента. Ведь сумма, на которую банк может прокредитовать клиента, в нынешних условиях лимитирована и колеблется от 200 тыс. грн до 500 тыс. грн. Ввиду этого корпоративный клиент не может рассчитывать на покупку нескольких авто или премиальной модели коммерческого класса. Подтверждает эту тенденцию частный извозчик Антон Зайцев, решивший воспользоваться кредитным предложением для покупки Mercedes Viano (2,2 л). «Стоимость машины превышает $60 тыс., и пока банки отказывают в ссуде на такую сумму. Кроме того, нынешние программы кредитования действуют только для официальных дилеров. Тогда как данная модель у «серых» продавцов на $3–4 тыс. дешевле», — отмечает он. Не распространяются кредиты на автомобили производства стран СНГ и Китая либо же имеют ряд ограничений по сроку выплаты, взносу и ставкам.

Процентные перемены

Сегодня условия выдачи автокредитов кардинально отличаются от докризисных. С начала 2009 года ставки выросли почти в три раза и достигли 25–35% годовых в гривне. Банки это объясняют необходимостью стабилизировать ситуацию с проблемными заемщиками. Таким образом, обладателю нового кредита придется заплатить и за себя, и за того, кто не вернул заем. Повлиял на ситуацию и соответствующий закон Верховной Рады, по которому потребительское кредитование должно происходить только в национальной валюте. Это упразднило привлекательные условия в долларах, и на рынке остались только гривневые займы.

Более выгодны автокредиты, по условиям которых часть процентной ставки банку компенсирует либо дилер, либо непосредственно сам автопроизводитель. Однако таких программ на рынке единицы. К примеру, Renault Finance, вышедшая на рынок с программой «Кредитная ставка 0%». Но даже по партнерским спецпрограммам условия не всегда остаются привлекательными для клиента. Наиболее выгодны кредитные программы, рассчитанные на небольшой срок займа. «К примеру, при кредите на 1–2 года можно получить минимальную ставку и таким образом практически не переплачивать в конечном счете», — поясняет Юрий Безсмертный, менеджер-консультант по финансовому сервису автоцентра «Атлант-М Лепсе» (официальный дилер Volkswagen в Киеве). В некоторых финучреждениях, правда, сохранились предложения кредитования на 5–7 лет, но это, скорее, маркетинговый ход для привлечения клиентов. «В целом же срок выдачи займов сократился до 3–4 лет. Банки начали стимулировать заемщиков кредитоваться на короткий срок», — заявляет Роман Бунич, заместитель директора департамента продаж через альтернативные каналы и партнеров Индэкс-Банка. Например, взяв кредит на год, можно рассчитывать на ставку 7–11% годовых (в зависимости от первоначального взноса). Для сравнения, кредит от ПриватБанка сроком на 7 лет составит 25,8% годовых.

Также в нынешнем году увеличился размер первоначального взноса и составляет минимум 30%, средний же по рынку — 40–50%. «Условия кредитования несколько ужесточились по сравнению с прежними. Если в прошлом году по условиям кредитования «НИКО Капитал» клиенту необходимо было внести первоначальный взнос в размере не менее 10% от стоимости авто, в первой половине этого года — не менее 35%, то по нынешним условиям — от 50%, — приводит пример Валентин Гнатышин, директор финансовой компании «НИКО Капитал». — Однако даже уплата минимального первоначального взноса не гарантирует получения согласия кредитного комитета финансовой компании». Желательно располагать большей частью суммы — минимум 70% стоимости авто.

Займы для избранных

Ввиду того, что банки не могут кредитовать в прежних объемах, ужесточились и условия отбора заемщиков. До кризиса для приобретения автомобиля в кредит достаточно было предоставить паспорт и справку о доходах, подтверждающую, что обслуживание кредита не превышает 70–80% ежемесячных доходов. Сейчас же зарплата клиента должна превышать ежемесячный взнос по займу в 2–2,5 раза. И проверяют не только платежеспособность, но и деловую репутацию клиента. «Как правило, банки отдают предпочтение заемщикам с позитивной кредитной историей, у которых имеются другие активы: машины, недвижимость, ценные бумаги», — говорит г-н Бунич.

Вдобавок финучреждения выделили так называемые сегменты повышенного риска в зависимости от профессиональной сферы занятости клиента. Потенциально опасными заемщиками считают представителей наиболее пострадавших от кризиса профессий: строителей, риэлторов, граждан, работающих в сфере производства и продаж авто и пр. Скептически относятся и к частным предпринимателям (представителям СМБ), тщательно изучая их бизнес и анализируя, сможет ли клиент обслуживать кредит даже при ухудшении экономической ситуации в стране. «Мы очень внимательно подходим к оценке платежеспособности заемщика по кредиту. Стараемся взвешивать все риски, которые существуют на момент рассмотрения кредитной заявки или могут возникнуть в будущем», — поясняет Сергей Мищенко.

Кроме того, изменился возрастной ценз для заемщиков. Если раньше банки готовы были выдать кредит любому, кто достиг совершеннолетия, то теперь заемщик должен быть не младше 23 лет. «К тому же некоторые банки стали требовать страховку жизни заемщика в дополнение к стандартным КАСКО и ГО по авто», — дополняет Роман Бунич.

По словам экспертов автомобильного рынка, в таких условиях на кредит может рассчитывать один из десяти потенциальных клиентов. «Более лояльные условия, не исключено, появятся только к концу сентября, после возможной отмены 13% пошлины на ввоз автомобилей. В общем, прогнозируемый объем продаж новых машин в 2009  году не превысит 160 тыс. единиц. Для сравнения, в 2008-м было продано 650 тыс. новых авто. И на мой взгляд, с учетом всех сопутствующих обстоятельств, повышения активности со стороны банков стоит ожидать не ранее весны 2010 года», — резюмирует г-н Бунич.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Управление по-итальянски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета