Не тянуть резину

Как законно и эффективно избавиться от использованных автопокрышек
Шины

Ежегодно в Украине приходит в негодность 4–7 млн автопокрышек, причем их число постепенно увеличивается. Утилизация использованных шин постепенно становится обязательной, а бизнес по их переработке — достоянием избранных.

Обязаны все?

Еще три-четыре года назад единицы автовладельцев по собственной инициативе искали возможность утилизировать пришедшие в негодность шины. «Серые» утилизаторы за определенное вознаграждение вывозили покрышки, дополнительно получая прибыль за счет дальнейшей их реализации. При этом даже крупные автопарки зачастую избавлялись от использованных автопокрышек, банально вывозя их среди ночи на свалку.

Ситуация изменилась в 2008 г. с введением запрета на складирование резины, бывшей в употреблении, — все компании, имеющие на своем балансе автотранспорт, обязаны сдавать шины на утилизацию. Более того, подтверждать это нужно соответствующими актами, за отсутствие которых налагаются штрафы. Теперь фирмы и предприятия заинтересованы в сотрудничестве с легальными приемщиками отработанных автопокрышек. «Касается это любых юридических лиц. Так что даже банки, у которых на балансе есть лишь несколько легковых автомобилей, к концу каждого отчетного периода выстраиваются в очередь на сдачу шин», — рассказывает Александр Череповский, директор ООО «Экопродукт».

Вместе с тем эти нормы не распространяются на частных лиц. «У меня в службе все автомобили принадлежат водителям, и вопросы утилизации — целиком и полностью их забота», — утверждает Виктор Неделко, руководитель «Такси-55». Аналогичная ситуация, по словам Алексея Шептуна, руководителя компании «ПитГрупп», и на рынке грузоперевозок.

Впрочем, уже в этом году положение, скорее всего, изменится. Сейчас готовится дополнительный нормативно-правовой акт, в котором, как сообщил Александр Семенец, заместитель директора департамента экологической безопасности Министерства экологии и природных ресурсов Украины, будут установлены правила и обязанности по утилизации автопокрышек и для владельцев автотранспорта — физических лиц.

Законные требования

Производственная сторона утилизации резины долгое время была практически неконтролируемой. Закон Украины «Об отходах» регулировал вопросы обработки бывших в употреблении продуктов из дерева, пластика, металла, бумаги и картона, но никоим образом не касался резинотехнических изделий. Однако 11 ноября 2011 г. вступило в силу постановление, обязавшее всех изготовителей и импортеров шин либо самостоятельно утилизировать использованные автопокрышки, либо прибегнуть к услугам компаний-переработчиков.

Такой принцип «ответственности производителя» принят во многих странах. К примеру, украинские нормы практически совпадают с французскими. С каждой шины диаметром свыше 10 дюймов компании должны будут платить сбор на утилизацию в сумме 3–5% от ее стоимости. Размер платежа будет зависеть от типа автотранспорта, для которого предназначены шины (пассажирский, грузовой, строительный, сельскохозяйственный), его габаритов и веса. Производители обязуются вносить плату при отгрузке товаров, импортеры — при таможенном оформлении, и, скорее всего, все они повысят стоимость покрышек на эту же сумму. «Перечисляться средства будут на счет управляющей компании, созданной для ведения учета произведенных и импортируемых шин и распределения аккумулированных средств», — отмечает господин Семенец. Срок введения в действие этих мер пока точно не утвержден, но, скорее всего, произойдет это в течение нынешнего года. Контроль над эффективным расходованием средств во всех странах Европы, включая Украину, осуществляет ETRMA (Европейская ассоциация производителей шин и резинотехнических изделий).

Возможности утилизации

Законодательство не обязывает фирмы и предприятия использовать какие-то конкретные каналы переработки автопокрышек и позволяет выбирать подрядчика самостоятельно. При этом до сих пор переработка шин, в отличие от их сбора и хранения, не подлежит лицензированию. Поэтому и существует в стране немало фирм-нелегалов. Но теперь такие фирмы работают только с частными лицами. Юридическим организациям для отчетности перед экологическими службами нужно документальное подтверждение выполненных работ.

Утилизаторский бизнес привлекает немало предпринимателей. Обрабатывая автопокрышки, они получают, к примеру, альтернативное жидкое топливо для небольших котельных или же резиновую крошку, применяемую при строительстве дорог и производстве различных изделий. Кроме того, утилизаторы сдают на лом металлокорд — продукт переработки шин.

Вместе с тем сжигание с очисткой дымовых газов или переработка резины в крошку не только не решают экологических проблем, но и, по сути, усугубляют их. Поэтому, в отличие от нашей страны, такие работы уже запрещены в странах ЕС. «Современный, а также наиболее эффективный и полноценный метод утилизации автопокрышек — пиролиз, — отмечает господин Череповский. — Такое производство не только безотходно, но и позволяет решать другие экологические проблемы». В частности, получаемый при пиролизе углерод является хорошим сорбентом и используется для сбора пролитой нефти или бензина с поверхности воды.

С введением в действие нового акта утилизаторам придется сдавать «аттестационный экзамен» и получать соответствующую лицензию. Причем контроль технологии, по словам Александра Семенца, будет осуществляться не только при оформлении, но и во время работы. Поскольку инвестиции в легальное и качественное производство нужны существенно большие, чем в неофициальную установку, эта норма освободит рынок от полулегальных и нелегальных предприятий, рассчитывают в Министерстве экологии и природных ресурсов. Видимо, проявят интерес к нашей стране крупные иностранные ресайклинговые (от анг. recycling — переработка отходов для повторного использования, сбор вторичного сырья) компании. «Переработка и утилизация покрышек была выгодным бизнесом и до введения обязательного сбора, — считает Алексей Семенов, руководитель компании «R15». — Теперь же для компаний, которые пройдут отбор в министерстве, появится возможность рассчитывать на стабильные и гарантированные доходы». Идеальный вариант, по его мнению, если на рынке останется десяток-другой крупных легальных предприятий, которые будут заниматься полноценной переработкой резины. «Надо лишь, чтобы радиус доставки шин составлял максимум 200–300 км, иначе возить их станет не выгодно», — утверждает господин Семенов. В больших и малых городах можно организовать пункты сбора шин. Но все это пока дело будущего.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Малый бизнес начал смелее отстаивать свои права, научившись бороться, если  проверяющие и контролирующие инспекции злоупотребляют властью»

Большой человек

На чужих ошибках

Частный случай

Реставрируя полуразрушенные здания пансионатов, бывший антикризисный менеджер Андрей Руденко создал сеть баз отдыха «Куба»

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета