Оптимальная экономия

Благодаря комплексному подходу к оптимизации можно почти на треть сократить расходы на логистику
38

В большинстве случаев затраты на транспортировку в конечной цене товаров достигают 40%. Компании, которым удастся снизить транспортные расходы, получат ощутимое преимущество в ценообразовании. «До кризиса немногие задумывались о сокращении издержек на перевозки. Сейчас же вопрос оптимизации логистики стал ребром, ведь у большинства компаний не осталось иных статей экономии. К тому же нет опыта подобной оптимизации», — отмечает Андрей Григорьев, генеральный директор Quantum International (TM Qguar). Как следствие, неумелое управление затратами на перевозки приводит к ухудшению оборачиваемости продукции, затовариванию складов. «Статус» решил выяснить, каким образом можно эффективно сэкономить на логистике.

Ассортимент решений

«Из-за снижения покупательной способности населения сократились и объемы перевозок, и автотранспорт зачастую недогружен, — констатирует Екатерина Малышева, специалист по маркетингу компании «Транс Сис». — Однако практически не изменились численность и протяженность маршрутов, что в свою очередь приводит к удорожанию доставки и росту конечной цены товара». Поэтому компании стараются построить маршруты таким образом, чтобы транспорт был максимально загружен. Если нет возможности изменить график перевозок, подстраивая его под максимальные объемы, то, как правило, по пути следования берутся дополнительные грузы.

Некоторые фирмы пошли по пути оказания услуг сторонним организациям. Этот способ идеален при условии, если в одном из направлений машина идет вхолостую. Егор Козаченко, начальник гаража симферопольского хлебо-бакалейного склада, рассказывает о результате внедрения такого способа: «От склада, находящегося в пригороде, загруженные мини-грузовики едут к более 20 торговым точкам. Чтобы зря не расходовать бензин на обратном пути, мы договорились с кондитерской фабрикой о доставке их изделий в несколько близлежащих деревень. Также иногда принимаем заказы от местных жителей на доставку стройматериалов или мебели из города. Таким образом покрывается до 30% расходов на топливо».

Как это ни удивительно звучит, но для ряда компаний стало открытием, что аренда более простых версий грузовиков ощутимо экономит средства. «Использование в перевозках тентового транспорта вместо цельнометаллического позволило нам сэкономить 10–15% на одном рейсе. Однако в данном случае нужно заранее учитывать температурные режимы маршрута и сроки доставки», — рассказывает Лиана Латария, начальник департамента логистики и транспорта компании «Фуршет Формула». Мелким розничным компаниям сэкономить удастся, арендуя авто не у специализированных компаний, а у частных лиц, неимеющих возможности покрывать кредитные задолженности. «Аренда одного Renault Kangoo у спецкомпании обходилась нам до $500 в месяц, наем транспорта у частников — до $300», — делится опытом руководитель отдела продаж интернет-магазина ExtremeWear Олег Лукьяненко.

Торг уместен

Компании, не владеющие собственным автопарком, могут договариваться о более приемлемых тарифах с транспортными партнерами, заказы которых сократились на треть. «Мы внедрили тендерную систему работы, что позволяет подстегнуть компанию-партнера минимизировать стоимость услуги, ввели обязательный договор, по которому ответственность за сохранность груза в виде страхового сертификата возложена на брокера», — приводит пример г-жа Латария.

Партнера по перевозкам сейчас можно легко сменить. «Ранее мы пользовались услугами прямых перевозчиков, тарифы которых несколько выше. Теперь получили успешный опыт привлечения международных экспедиционных компаний. Разницы в качестве услуг нет, однако ощутима экономия — стоимость доставки снизилась минимум на 15%, — подтверждает тенденцию Валерий Козлов, директор по логистике ООО «Сандора». — Сократить расходы удалось и в направлении вторичной логистики (доставка от филиала до торговой точки). За счет новой тарификации, при которой услуги перевозчика оплачиваются из расчета за фактически вывезенную тонну продукции и отгруженную в конкретную точку. При таких условиях стоимость доставленного ящика товара снижается минимум на 15%».

По словам Татьяны Ревуцкой, директора транспортной компании «Карго-Сервис», при поиске статей оптимизации затрат обратить внимание стоит также на ремонт и ТО (где обслуживается транспорт, на каких условиях, по каким тарифам, какова стоимость запчастей). «На рынке достаточно много акционных предложений для корпоративных клиентов, и существует возможность диктовать свои условия и легко менять поставщиков», — резюмирует г-жа Ревуцкая.

Автоматизация надзора

Также важно уделять внимание контролю над работой водителей. Не редки случаи, когда до 50% топлива и 30% рабочего времени расходуется не по назначению (поездки по своим делам, махинации с чеками, слив топлива и другие уловки водителей отнюдь не способствуют экономии). Контролировать «умельцев» мож­но традиционными способами: приобретая талоны на топливо или топливные карты, фиксируя таким образом цены на горючее. Для большей эффективности можно применить специализированные системы контроля, такие как: GPS, TMS (система планирования маршрутов, загрузки, выбор перевозчика, расходы), специальные датчики контроля расхода топлива, пробега.

«Если в стабильные времена основной целью при внедрении специализированных систем обеспечения было облегчить жизнь логисту, то сегодня это в первую очередь возможность экономии значительных сумм денег за счет оптимизация работы всей логистической цепочки», — подтверждает Екатерина Малышева.

Однако, несмотря на преимущества, дорогостоящее внедрение (от $100 на одну машину плюс затраты на установку) сдерживает их популярность у компаний МСБ. При этом система требует постоянного администрирования, в противном случае она окажется бесполезной. Нужен аналитик, а также штатный ИТ-специалист, который в случае сбоя системы сможет оперативно восстановить процесс. Для многих малых компаний затраты на оплату данных специалистов равны потерям от несанкционированного использования времени и топлива. К тому же заранее посчитать эффект от внедрения систем непросто.

Комплексный эффект

Практика показывает, что выбор и внедрение только одного способа оптимизации не даст результатов. «Новые реалии рынка диктуют  необходимость поиска неординарных решений  актуальных задач. Перед менеджером транспортного подразделения стоит вопрос о грамотном сочетании различных способов оптимизации. Именно комплексный подход и сочетание различных способов позволяют добиться требуемых показателей — сокращения транспортных расходов до 25–30%», — считает Павел Левченко, заместитель исполнительного директора по филиалам подразделения логистики компании «Евросеть». При этом важно учесть, что злоупотребление только одним инструментом экономии может негативно сказаться на общем результате.

Важна также гибкость в принятии решений по оптимизации. Ведь определенная модель жизнеспособна только в текущей ситуации, новые рыночные реалии будут диктовать необходимость выработки новых схем работы. «Если компетентности существующего персонала компании для просчетов эффективности и внедрения способов оптимизации недостаточно либо найденные решения не дают требуемых результатов, эффективнее прибегнуть к помощи профессионалов. Например, отдав автопарк на аутсорсинг», — советует г-н Левченко.


Комментарии:


Код безопасности:


Внутренний голос

«Развитие в Украине социального предпринимательства позволит решить проблемы с социальной адаптацией незащищенных категорий населения»

Большой человек

Cгущая краски

Частный случай

Футбольная вышиванка

Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета