Невыносимая легкость шития

Подрабатывая в студенческие годы пошивом женских блузок, Александр Соколовский не подозревал, что со временем его предприятие превратится в гиганта текстильного рынка
24

Будучи студентом металлургического института, Александр Соколовский даже не помышлял о карьере в текстильной отрасли. Он рано женился, а поскольку на одну стипендию содержать семью было невозможно, предприимчивый юноша искал дополнительные способы заработка. Идея изготавливать одежду возникла неспроста: супруга Александра умела шить, а сам он планировал взять на себя закупку сырья и сбыт готового товара. «Больших инвестиций для реализации нашей задумки не требовалось, — говорит Соколовский. — Бизнесом по пошиву женских блузок можно было заниматься, имея подержанную советскую швейную машинку, немного ткани, фурнитуры и ниток».

Ставка на женщин

Почему вы стали шить именно блузки?
А. Соколовский: По моим наблюдениям, женщины более склонны к частым обновлениям гардероба, нежели мужчины. Кроме того, блузки не сезонный товар, они востребованы круглогодично. Да и обычная бытовая швейная машинка «Чайка», которая у нас была, в работе с легкой тканью отлично проявила себя. По большому счету, мы могли шить любую другую одежду, но уже тогда я интуитивно понимал, что в бизнесе важна специализация.

Выкройки брали из журнала «Бурда»?
А. Соколовский: Нет, длительное время мы шили по одной уникальной модели, разработанной лично мною. Наши блузки пользовались невероятным спросом. Многие помнят, что в постсоветские времена товарный голод был настолько ощутимым, что любой продукт среднего качества, сделанный в кустарных условиях, раскупался в считанные дни. По этой же причине договориться с руководителями торговых точек о поставке товара не составляло особого труда. Каждую неделю я отдавал под реализацию в магазины очередную партию товара. В месяц мы зарабатывали около 100 руб­лей, что превышало размер стипендии практически в два раза. Признаться, я чувствовал себя местным Рокфеллером.

После окончания института и службы в армии Соколовский вернулся в родной Киев, где устроился на работу инженером-конструктором в трест «Южтеплоэнергомонтаж». Но от пошива женской одежды Александр не отказался. Занимаясь швейным делом по вечерам и в выходные, зарабатывал в несколько раз больше, чем платили в тресте. «Поскольку частный бизнес занимал все больше времени и приносил все больше денег, я решил уволиться и полностью посвятить себя шитью», — вспоминает Александр.

Александр Соколовский, учредитель холдинга «Текстиль-Контакт»
Родился в 1965 г. в Киеве.
В 1989 г. окончил Ждановский металлургический институт, сварочный факультет (специальность «оборудование и технология сварочного производства»).
1989–1992 гг. — инженер-конструктор треста «Южтеплоэнергомонтаж».
1990–1995 гг. — частнопредпринимательская деятельность по пошиву и реализации одежды.
В 1995 г. основал ЧП «Текстиль-Контакт». Оборот объединения «Текстиль-Контакт» в 2007 году составил более 300 млн грн.
1996–2007 гг. — организация самостоятельно или с партнерами предприятий «ТК-Спецодежда», «ТК-Ресурс», «ТК-Фурнитура», «ТК-Стиль», «Лико-Мода», журнала «Fashion бизнес», ПО «ТК-Донбасс», «ТК-Восход», сети универмагов TUSO, «Альта-центра», дизайнерского центра TUSO, «ТК-Домтекс».
С 2002 г. — вице-президент Ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром».
С 2007 г. — президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности.
С 2008 г. — президент Конфедерации работодателей Украины.
Женат, воспитывает сына и дочь.

ПРИНЦИПЫ

Многие бизнесмены знают, что когда работаешь на себя и твое дело интересно и прибыльно, — моральное удовлетворение столь велико, что способно заменить отдых.
Многие предприниматели не отдают себе отчет в том, что репутация — это товар: неправильно позиционируя себя, можно прогореть в бизнесе.
Во многих компаниях, к запуску которых я причастен, мне принадлежит 50% бизнеса. Если бы у меня была доминирующая доля в бизнесе, управленцу приходилось бы мириться с моими решениями, которые, вполне вероятно, не всегда скажутся позитивно на результативности его работы.

Планировали шить не только блузки?
А. Соколовский: Скажу так — я планировал не только шить, но и торговать тканью. Возникла эта идея, когда я занялся расширением производства. Закупил несколько швейных машин для портних-надомниц, с которыми удалось наладить сотрудничество. Кроме того, приобрел специальное разрешение на ведение торговли в раскладных палатках на улицах столицы. Как того и следовало ожидать, вскоре мне приходилось «добывать» все больше и больше ткани, что в условиях острого дефицита было затруднительно. Но даже если материал удавалось найти, закупить его в достаточном объеме было невозможно: количество товара, отпускаемого в одни руки, было жестко ограничено. Приходилось договариваться с продавцами магазинов, чтобы из-под прилавка купить необходимый метраж ткани. Со временем я начал импортировать ее из-за рубежа.
Поначалу привозил материал только для себя, но как только выяснил, что большие партии покупать выгоднее, начал снабжать и других предпринимателей. И не прогадал: на оптовые покупки предоставлялись солидные скидки. Убедившись, что на продаже ткани можно заработать больше, чем на пошиве одежды, решил сконцентрироваться исключительно на торговле материалом. Тем более что в пошиве блузок появились серьезные конкуренты — представители иностранных брендов. Да и покупательницы становились все требовательнее: наши наряды, созданные в полукустарных условиях, не выдерживали конкуренции.

За тридевять земель

А в торговле тканью конкуренции не было?
А. Соколовский: Была, причем существенная. Я отдавал себе отчет в том, что занять нишу на этом рынке удастся лишь в том случае, если предложу нечто особенное, что выделит мое ЧП «Текстиль-Контакт» из общей массы. Так как большинство конкурентов закупали ткани в Ивановской области — центре текстильной промышленности России, мне предстояло открыть новый рынок. Можно было наладить поставки из соседней Польши или Турции, но я решил не искать легких путей и отправился в Узбекистан, где производилось большое количество текстиля. Спустя время, я осознал: чем сложнее задача, тем меньше желающих заниматься ее решением и больше вероятность стать лидером. Уверен, что если бы я поставлял сырье из соседних стран, нужно было бы намного больше времени, чтобы мелкая фирма преобразовалась в крупное текстильное предприятие. Узбекистан дал нам отличный старт. А все потому, что удалось убедить узбеков предоставить нам товар в кредит.

Что же вы им наобещали?
А. Соколовский: Ничего особенного. Просто я вовремя учел, что в 1995 году с Узбекистаном можно было сотрудничать только по бартерным схемам. Я приехал в страну, вышел на производителей ткани и начал с ними переговоры. Но прибыл я не с пустыми руками. Желая произвести на будущих партнеров благоприятное впечатление, на все средства, заработанные на пошиве пресловутых блузок, я закупил в Украине фуру сахара, который планировал обменять на необходимый мне товар. Дело даже не в том, что сахар в Узбекистане был в дефиците. То, что я приехал не с пустыми руками, было сильным психологическим ходом: одно дело — приехать в качестве просителя, и совсем другое — сначала дать и только потом попросить. Сложность ситуации заключалась в том, что привезенный мною сахар стоил порядка $10 тыс., а ткани мне нужно было приобрести на $50 тыс.
Равноценный обмен, разумеется, состояться не мог, поэтому я постарался убедить узбеков в своей состоятельности возместить недостающую сумму позднее. Чтобы вызвать доверие к своей персоне, я напустил на себя лоску: прибыл в солидном костюме, деловито вел переговоры и блистал глубокими познаниями в специфике текстильного производства. Сначала узбеки попытались мне продать 20-летние залежи ткани, но я ловко, со знанием дела, отсекал их попытки сбыть мне неликвидный товар. Одним словом, держался, как профессионал. Кроме того, раздавал будущим коллегам визитки с указанием нескольких контактных телефонов и громким названием — Объединение «Текстиль-Контакт». Если бы узбеки узнали, что на самом деле наш офис состоял из арендованной комнаты, единственного письменного стола и трех сотрудников, вряд ли рискнули бы выдать нам товар в кредит на сумму $32 тыс.

Не возникало мыслей не отдать долг?
А. Соколовский: Нет. Со временем хорошая репутация стала одним из наших конкурентных преимуществ. Многих бизнесменов, промышляющих в 1990-х нечестными сделками, впоследствии погубило их плохое реноме. Кто же будет работать с мошенниками? Лично мне самому не раз приходилось быть жертвой аферистов. Четыре раза жулики разгружали фуры с нашей тканью. К примеру, в 1998 году на уловки мошенников попался водитель. Мы работали по следующей схеме: водитель въезжал в Киев и в придорожном кафе звонил нам из телефонной будки, чтобы узнать имя сотрудника, который приедет его встречать. Тем временем жулики прослушали разговор и выслали на место встречи своего человека. Доставив ничего не подозревающего водителя в арендованный на сутки склад, аферисты напоили его и разгрузили за ночь фуру. Неоднократно подводили и клиенты, не возвращавшие долг. Мы предоставляли 90% отсрочку платежей на товар. Вычислить непорядочных покупателей было нереально, так как многие из них работали по «липовым» документам. Однако, несмотря на существующий риск, мы продолжали предоставлять отсрочку платежей, благодаря чему смогли догнать и обогнать конкурентов.

Никто из них не выдавал товар в кредит?
А. Соколовский: Поначалу отсрочку платежей практиковали только мы. Но помимо этого мы предлагали клиентам ткань по максимально доступной цене. Помню, как удивлялись узбеки, когда узнали, что мы продаем их ткани с наценкой 30–70%. Ведь в Узбекистане принято было умножать цену любого товара, завезенного из-за границы, минимум на три. Тем не менее нам было важно выделиться среди конкурентов за счет демократичных цен. Кроме того, мы работали и с крупным, и с мелким оптом, в то время как конкуренты не разменивались на мини-поставки. Так мы смогли привлечь к сотрудничеству мелкие и средние фирмы, которые со временем превращались в крупные предприятия и продолжали с нами работать. Когда оптовый сбыт товара был налажен, мы решили заняться розничной продажей. Через семь лет наши филиалы появились в 24 регионах страны.

Новые рынки

Вся узбекская текстильная промышленность работала на Украину?
А. Соколовский: Почему же? Появились и другие поставщики. С узбекской ткани мы начинали, обменивая ее на кисель, яичный порошок, гречку, сахар, консервы, кремы и даже пожарные машины. Но со временем партии товара становились все меньше, так как законы Узбекистана ужесточались и работать по бартеру становилось невыгодно. Приходилось искать новых поставщиков, соответственно, ассортимент нашего товара стремительно расширялся. Большинство конкурентов специализировалось, к примеру, на ткани для пошива постельного белья или спецодежды. Мы же все заработанные деньги вкладывали в расширение ассортимента, не желая замыкаться на одной группе тканей. Начав с хлопчатобумажной, со временем стали заниматься и мебельно-декоративной, одежной, трикотажной тканями, а также искусственным мехом. Привозили оригинальные материалы на свой страх и риск, без предварительных заказов покупателей. Тем не менее удавалось предугадывать настроение клиентов, и наша компания с каждый годом удваивала оборот в течение первых 5 лет. Более того, мы начали самостоятельно заниматься производством ткани. Сначала по давальческим схемам, а потом приобрели Донецкий хлопчатобумажный комбинат и стали сами себя обеспечивать тканью, при этом продолжая импортировать текстиль из соседних стран. Наладив производство, я занялся и другими направлениями легкой промышленности: организовал предприятия по пошиву и продаже одежды, гардин, основал дизайнерский центр, сеть универмагов одежды TUSO. Также выступил соорганизатором Украинской недели моды.

Не боитесь, что распыление внимания и средств негативно скажется на бизнесе?
А. Соколовский: Конечно, трудно одновременно специализироваться на нескольких нишах. Но в моем случае все вышеперечисленные организации — это не разноплановые бизнесы, а звенья одной цепочки, имя которой легкая промышленность. Многие компании я создавал совместно с партнерами на паритетных условиях и как совладелец участвую только в принятии стратегических решений, не занимаясь оперативной деятельностью.
Более того, с недавнего времени я передал бразды правления бывшему коммерческому директору предприятия в центральной компании холдинга «Текстиль-Контакт». Теперь могу всецело посвятить себя развитию новых направлений деятельности. Я занялся организацией компании по управлению активами холдинга и начал работу над созданием международного центра оптовой торговли. Проект объединит операторов рынка и позволит в одной точке получить весь ассортимент товаров легкой промышленности. Согласно планам, центр приступит к работе к 2011 году. Подобной организации в Украине еще нет, потому что многие недооценивают легкую промышленность и не считают, что на данном рынке можно зарабатывать большие деньги. А ведь до 1990 года отрасль давала стране 25% ВВП! Ныне же эта цифра не превышает и 1%. Обидно, когда при наличии огромного потенциала для развития текстильной отрасли Украину одевает и обувает Юго-Восточная Азия. От «серого» импорта страдает как каждая компания в частности, так и отрасль в целом. Только объединившись, отечественные предприятия смогут отстоять свои интересы. Помимо этого я занимаюсь общественной деятельностью: в прошлом году возглавил Всеукраинское объединение работодателей легкой промышленности.

Зачем вам это?
А. Соколовский: В моей жизни наступил период, когда деятельность сводится уже не только к зарабатыванию денег. Мне хочется отстаивать интересы всей отрасли. К тому же это непременно отразится и на наших предприятиях.

Интервью от 1 сентября 2008 года.


Комментарии:


Код безопасности:


Новости партнеров

bigmir)net TOP 100   

Новости партнеров

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Синема Сити

Статус

Еженедельный деловой журнал

Украинский бизнес портал

Электронный деловой журнал

Эксперт

Украинский деловой журнал

Экономические известия

Ежедневная деловая газета